CorrectSociology

Теоретические основы этносоциологии
Страница 1

Во многих государствах мира в настоящее время существует многоэтническое население. В век глобализации и быстрых социальных перемен все возрастающее число государств сталкиваются с большими преимуществами, которые дает этническое разнообразие и одновременно с серьезными проблемами, с которыми оно сопряжено.

На сегодня в мире насчитывается более 2 тысяч этносов, среди которых 96,2% составляют этнические общности численностью в 1 млн. и более человек. [9]

Этническое многообразие может значительно обогащать общество. Мультиэтнические государства часто представляют собой полные жизни динамические образования. Но государства могут также оказаться беспомощными перед лицом внутренних столкновений или внешней угрозы. Иногда общество, история которого на протяжении данного времени характеризовалось этнической терпимостью и интеграцией, быстро охватывают этнические конфликты - враждебные столкновения между различными этническими группами.

Этническая принадлежность связана с культурными обычаями и взглядами того или иного сообщества, которые отличают его от других сообществ людей. Особенность культуры, отличающие одни этнические группы от других, могут быть различными, но чаще всего это язык, история, предки, религия, стиль одежды.

Для многих этническая принадлежность является центральной для идентификации индивида или группы. Она может служить важной связующей нитью с прошлым и часто сохраняется благодаря осуществлению культурных традиций. Этническая принадлежность изменчива и может приспосабливаться к меняющимся обстоятельствам.

Трансформационные процессы этнонационального развития и взаимодействия могут дифференцировать на объединяющие и разделяющие.

Объединяющие подразделяются:

Консолидация - представляет собой сплочение нескольких самостоятельных родственных по языку, культуре, образу жизни этнических групп в единый новый, более крупный этнос. Именно такой характер имело слияние нескольких восточных племен в единую древнерусскую народность Х - XII вв.

Ассимиляция - растворение одного этноса или части в другом, обычно более многочисленном, в результате чего утрачиваются некоторые исконные этнические особенности и приобретаются новые, свойственные более мощному этносу. Такой процесс интенсивно протекает в Италии, Германии, Швеции, Дании и др. .

Кооперация - сотрудничество двух близких по культуре, языку, образу жизни этносов, которые длительное время осуществляют друг с другом, активно взаимодействуют во всех сферах жизнедеятельности на одной, общей им территории, но сохраняют свое качественное своеобразие, не сливаются друг с другом (польско-белорусское, белорусско-литовское).

К трансформационным этническим процессам разделительного типа относиться:

Этническое доминирование - проявляется в стремлении возвысить свой этнос при одновременном ущемлении интересов и прав других этнических групп, в период становления государственной независимости, становиться характерной чертой общественно-политической жизни в Узбекистане, Таджикистане и др. .

Этнодискриминация - ограничение или лишение прав определенной группе граждан по признаку национальной принадлежности, отчетливо проявилось в последние годы в Эстонии, Латвии, Молдове.

Этноприоритетный национализм - ориентировано на различное выставление, превозношение своего этноса, придание приоритетной значимости этому этносу, его языку, культуре, традициям. Нашел распространенные формы в Грузии, Азербайджане, Армении, Чечне.

Все виды трансформаций осложняющих нормальное этническое развитие, рано или поздно приводит к обострению межэтнической неприязни, к возникновению этнонациональных конфликтов. [2]

На территории современной России живут представители более ста наций, народностей и этнических групп. В начале XX века они обладали различной исходной базой - от жизни в условиях примитивной организации хозяйства до капиталистических экономических отношений. Соответственно большим был разрыв в уровне культуры. Разнообразие обычаев, традиций дополнялось серьезными различиями в приобщении к достижениям человеческой цивилизации.

При анализе методов решения национального вопроса исследователи часто ограничивались анализом показателей экономического и социального развития наций и народностей, мало обращали внимание на те аспекты национальных отношений, которые связаны с восприятием людьми объективной реальности, с противоречиями в национальном самосознании.

Прежде всего, исследователи отмечают значение культуры, накопленных ею ценностей для развития и укрепления национального самосознания. Разнообразие и неповторимость национальных культур, учет их специфических особенностей, признание самобытности культуры (но не исключительности) одних народов и подлинное уважение к духовным ценностям других народов - этот духовно-нравственный компонент национальных отношений приобрел в настоящее время исключительное значение, ибо в нем проявляются как общечеловеческие.

Страницы: 1 2

Полезная информация

Происхождение конфликтов
Источником обострения конфликтов между большими группами является накопление неудовлетворенности существующим положением дел, возрастанием притязаний, радикальное изменение самосознания и социального самочувствия. Как правило, сначала про ...

Классификация конфликтов.
Все конфликты можно классифицировать в зависимости от зон разногласий следующим образом. 1. Личностный конфликт. Эта зона включает конфликты, происходящие внутри личности, на уровне индивидуального сознания. Такие конфликты могут быть св ...

Государственное управление миграционными процессами в Российской Федерации. Цели, принципы и задачи регулирования миграционных процессов в России
Целями регулирования миграционных процессов в России являются обеспечение устойчивого социально-экономического и демографического развития страны, национальной безопасности РФ, удовлетворение потребностей растущей российской экономики в т ...

Категории сайта


© 2011-2024 Copyright www.generalsociology.ru