CorrectSociology

Методологические аспекты формирования личности молодого поколения
Страница 1

Проблема постоянного совершенствования государственной политики в отношении молодежи должная быть центральной, ядром всей социальной политики любого государства и общества, серьезно думающих о будущем. Даже самый общий анализ ситуации в молодежной среде нашей республики показывает ее неоднозначность и противоречивость.

С одной стороны у нас есть много талантливой и целеустремленной молодежи, с другой, ещё не вся молодежь привлечена к занятиям в кружках и секциях, нашла себе дело по душе. Поэтому необходима система мер со стороны государства по формированию позитивного, высокоинтеллектуального молодого поколения через формирование личности у каждого отдельно взятого молодого человека. Достижение поставленной цели возможно через самореализацию молодых людей, через обретение ими себя в обществе. Формирование личности у молодого поколения важно еще и тем, что именно молодежь является тем звеном, через которое практически реализуется преемственность поколений, происходит накопление производственного опыта и интеллектуального потенциала нашего общества.

Молодежь как многочисленная и многослойная социальная группа людей, подобно другим самодеятельным слоям населения, свою сущность проявляет посредством общения, труда, продолжения человеческого рода и реализации самых разнообразных материальных и духовных потребностей. Механизмы функционирования этой интегральной социальности в конечном счете вбирают в себя совокупные внутренние стимулы жизнедеятельности отдельных личностей [17, с.13].

Завершается период не до конца осмысленной подростковости индивида, наступает этап взросления, свидетельствующий, что человек стал полноправным членом общества, приобрел новые семейные, гражданские, профессионально-трудовые роли и нравственные обязанности. Для одного определяющей линией самореализации становится приспособленчески-адаптационная, для другого - перманентное творческое созидание. Юность характеризуется ярко выраженным стремлением индивида к самопознанию, самоопределению, самоутверждению, самореализации, самосовершенствованию. В социологии центральным понятием является категория самореализации [15, с.32].

Проблему самореализации молодежи необходимо рассматривать в онтологическом, гносеологическом, социологическом и аксиологическом аспектах. Онтологический - философский, сущностно-бытийный. Он проблематичен применительно к собирательному образу – «молодежи». Она, будучи поколением людей, как субъект деятельности всегда объективируется в реальном мире, присваивает себе исторически обусловленную социально-родовую сущность человеческих сил, символизирует сегодняшнее состояние части общества и завтрашний его прогресс [15, с.32-33]. Поколение молодежи - обязательное связующее звено в закономерном системном целом, то есть в социально-демографических процессах, ступень перехода от детско-юношеского состояния жизни большого слоя людей к состоянию зрелости. Речь может вестись лишь о степени опредмечивания себя в качестве субъекта деятельности и соответственно преодоления отчуждения от общества как целостности (соотношении части и общего). Следовательно, самовоспроизводство старшего слоя молодежи через биологические и социальные закономерности - показатели онтологической ее адекватности в обществе. Чем богаче индивидуальность юноши или девушки, чем больше молодыми людьми развиваются здоровые генетические задатки и используются возможности окружающего мира, тем основательнее проявляется онтологическая сущность личностей и их совокупности – молодежи [15, с.33].

Гносеологический аспект заключается в том, чтобы изучить субъектно-объектные проявления молодежи, ее способность отражать особенности эпохи, в том, чтобы теоретически, на уровне достижений познавательных наук осмыслить место и роль молодежи в конкретном обществе, определить жизненные траектории поколения, дать научно обоснованную программу ее самореализации [11, с.124]. Здесь молодежь предстает в качестве самопознающего, самоорганизуемого феномена. Выявить ее возрастные границы, установить различные виды социальной идентичности призваны различные науки: естествознание, психология, педагогика, этика, демография, правовые дисциплины. Так, нижняя черта в 16 лет свидетельствует о признании индивида в качестве гражданина с первым паспортом, верхняя - 29 лет включительно (до 30 лет) - об истинной взрослости, самостоятельности, нравственной зрелости, поскольку он мог уже окончить высшее учебное заведение (даже после срока действительной армейской службы), приобрести профессию, обзавестись семьей, обрести постоянное рабочее место, иметь соответствующий заработок. Вполне достаточный жизненный отрезок времени, чтобы судить о том, состоялась ли личность в психофизиологическом и моральном аспектах, правильный ли она выбрала профессиональный трамплин для прыжка в будущее экономическое и бытовое благополучие. Сущность ее «самости» проявляется в самоактуализации в различных сферах жизнедеятельности, в степени социализации [15, с.34]. Это не означает, что возрастные границы молодежи не могут быть ниже или выше, особенно при составлении государственных программ социальной поддержки молодежи. Когда же речь заходит о помощи молодым семьям, то к понятию «молодой супруг», «молодая супруга» относят и возраст в 33 года. Возраст человека 28-29 лет достаточен для личностной идентификации в этническом, религиозном, гражданском, семейном и иных аспектах; к этому времени происходит полное осознание индивидом своей «самости» в плане психофизиологической стабилизации, социальной индивидуализации, нравственной позиции. Молодежь с позиций гносеологии предстает как исторический субъект сознания, как теоретически осознающий свою роль преобразователь жизни и объект стратегического воздействия со стороны заинтересованных в ее судьбе объединений.

Страницы: 1 2 3

Полезная информация

Дифференциация между экономическими стратами и экономические слои страты
Средняя величина доходов полюсных групп – самых бедных (1) и самых богатых (10) – в исследуемом периоде различалась более чем в 80 раз. В общей сложности, одному проценту самых обеспеченных принадлежит более 12% всех получаемых доходов, ч ...

Социально-экономическая сущность занятости
Занятость является социально-экономическим явлением, а потому категорию занятости необходимо рассматривать с двух позиций: - как экономическую категорию; - как социальную категорию. Занятость как экономическая категория представляет со ...

Понятие брака
Закон не содержит определение понятия брака. Анализ норм СК РФ, регулирующих условия и порядок заключения брака, а также его правовые последствия, позволяет выявить основные признаки брака, на основании которых брак можно определить как д ...

Категории сайта


© 2011-2024 Copyright www.generalsociology.ru