CorrectSociology

Теории девиантного поведения

Среди социологических теорий особое место занимает концепция аномии. Понятие «аномия» ввёл в социологию Э. Дюркгейм. В труде «Самоубийство» он сформулировал классическое определение, согласно которому аномия – это социальное состояние, характеризуемое ослаблением или распадом норм. Её содержанием является социальная дезорганизация, отсутствие норм, отрыв целей от средств.

Другой распространённой теорией девиантного поведения является концепция «наклеивание ярлыков», стигматизации (от греч. Stigma – клеймо, пятно) или «социетальной реакции». Основоположниками этого подхода считаются американские социологи Э. Лемберт и Г. Беккер. Данное направление базируется на двух допущениях. Согласно первому из них, большинство индивидов постоянно нарушают некоторые социальные нормы. Однако при этом они не считают себя девиантами, их действия остаются незамеченными другими людьми. Такой тип поведения получил название первичной девиации. Согласно второму положению этой теории, девиантным в собственном смысле становится поведение, определяемое как таковое другими членами общества. На человека как бы ставится клеймо девианта (стигма). Таким образом, осуществляется переход от первичной к вторичной девиации. Из этого следует вывод, согласно которому девиация определяется не поведением или конкретным поступком, а групповой оценкой. Стигматизированные лица исключаются из процесса социального взанмодоп-гншя. 3 конечном ншге социальная изоляция усиливает ощущение принадлежности к девиантной субкультуре, способствует усвоению девиантной роли и формированию девиантной идентичности. Лица, совершающие девиантные действия, стремятся оказать сопротивление социальному контролю, еще более усугубляя отклонение. В результате девиация может усилиться. Ответной реакцией на ее усиление является ужесточение социального контроля. Так образуется "спираль девиаитиости", которая ведет к усилению незначительных отклонений. Некоторые социологи лаже ввели понятие девиантной карьеры, под которой понимается переход от одной стадии девиации к другой и формирование постоянной девиации на основе специфического вида "социализации". Г. Беккер даже выделил этапы такой карьеры: О случайное нарушение норм; 2) последующие нарушения, мотивированные выгодой или удовольствием; 3) арест и закрепление роли девианта навсегда; 4) постоянная реализация закрепленной и усвоенной роли девианта. Категория "девиантная карьера" хорошо подходит для описания наркомании, алкоголизма, криминальных преступлений. Менее успешно ее можно применить для характеристики самоубийств или убийств, совершенных в состоянии аффекта.

Усилению девиантности могут также способствовать неадекватное восприятие информации, искаженные представления об этнических культурах и стереотипах, которые в свою очередь могут вызывать неадекватную реакцию и санкции, "запускающие" "спираль девиантности".

Среди теорий девиации видное место занимает культурологическая концепция отклоняющегося поведения. Ее сторонники утверждали, что девиация является результатом интернализации норм субкультуры, радикально отличающихся от общепринятых. Индивид, воспринявший подобные нормы, негативно относится к социально одобряемым, считая их выгодными лишь для чуждых ему групп. Кроме того, нарушение социальных норм он может рассматривать как норму усвоенной им субкультуры. Поэтому Э. Сатерленд считал девиацию взаимодействия с представителями преступного мира. Исследуя делинквентные группы, социологи установили, что их существование связано с дезорганизацией общин низшего класса, которая пробуждает чувства негативной идентичности и азарта. Маргинальное положение способствует возникновению трех субкультур: криминальной, конфликтной и ретритистской. Первая из них преимущественно связана с общностями типа воровских шаек, занимающихся незаконными способам добывания денег. Вторая с бандитскими группировками, применяющими насилие. Третья — с антисоциальными группировками, употребляющими наркотики и алкоголь.

Полезная информация

Методы психосоциальной работы с девиантными и деликвентными детьми и их семьями
В психологической практике существуют различные точки зрения на природу девиантного и деликвентного поведения детей и подростков, а следовательно, и различные подходы к ее психотерапии. Психоаналитический подход чаще всего рассматривает ...

Суицид, как форма девиантного поведения. Понятие «суицид»
Процесс социализации (процесс усвоения индивидом образцов поведения, социальных норм и ценностей, необходимых для его успешного функционирования в данном обществе) достигает определенной степени завершенности при достижении личностью соци ...

Организация социально-педагогической деятельности в МОУ ДОД «Нюксенский районный Дом детского творчества»
Как показывает практика, в сельской местности нужен специалист широкого профиля. Социальный педагог, в силу постоянно существующего дефицита квалифицированных специалистов социальной сферы, вынужден быть многопрофильным и универсальным сп ...

Категории сайта


© 2011-2024 Copyright www.generalsociology.ru