CorrectSociology

Интерпретация результатов социологических исследований
Страница 1

Наконец наступает момент, когда мы должны составить из отдельных фрагментов единую картину. Насколько мы преуспели в том, чтобы сформулировать именно ту проблему исследования, которую хотели? Что мы обнаружили? Каково значение наших результатов? Как соотносятся эти результаты с нашими ожиданиями? В сущности, к данному моменту мы свели наше исследование к множеству цифр, которые могут отражать, а могут и не отражать статистические соотношения. Мы должны понять, каков вклад любых таких соотношений, а также других фактов, которые мы выяснили по ходу дела, в решение нашей проблемы исследования. Но и это еще не все, поскольку нам следует также критически взглянуть на само наше исследование. Не совершили ли мы в процессе какой-нибудь существенной ошибки, которая могла бы обесценить полученные результаты? Удалось ли нам сохранить тесную связь между теорией и исследованием, с одной стороны, и реальной ситуацией - с другой? На эти вопросы трудно ответить, однако истинный ученый всегда пытается это сделать, поскольку лишь наличие таких ответов позволяет понять, в какой степени можно доверять результатам исследования. [12]

Для того, чтобы использовать полученные в ходе исследования социологические данные, их надо правильно интерпретировать. В социологии термин "интерпретация" (от лат. interpretatio) употребляется в значении истолкования, объяснения, перевода на более понятную форму выражения. Интерпретирование полученных данных требует глубокого знания объекта исследования, высокого профессионализма и опыта, способности анализировать и обобщать обширную эмпирическую информацию, часто носящую мозаичный характер, давать объективное толкование выявленным явлениям и процесса.

На стадии интерпретации наряду с обоснованием репрезентативности социологу необходимо "перевести" полученные данные в показатели (проценты, коэффициенты, индексы и т.п.). Полученные в результате этого количественные величины приобретают смысловое значение, социологическую значимость только путем соотнесения их с замыслами исследователя, целью и задачами исследования, т.е. трансформируются в показатели социальных процессов.

На стадии интерпретации происходит оценка степени подтверждения выдвинутых гипотез исследования. При этом необходимо помнить, что любые цифры и социологические количественные показатели обладают возможностью их различного толкования, порой диаметрально противоположного. Отсюда - возможность их различной интерпретации. В зависимости от позиции исследователя, его должностного положения и ведомственной принадлежности одни и те же показатели могут трактоваться как позитивные, как отрицательные или не выражающие какой-либо тенденции.

Например, в результате одного из многочисленных социологических исследований отношения населения к милиции были получены следующие данные: из числа респондентов 46% обращались в разное время по разным вопросам в органы внутренних дел, а 54% таких контактов не имели. Из числа обращавшихся остались удовлетворены 46%, столько же не удовлетворены, затруднились с ответом 8%. Возникает легкость манипуляции данными исследования. Сторонники радикального реформирования правоохранительной системы будут использовать эти данные как аргумент в пользу своих предложений: "Разве можно и дальше терпеть такую милицию?" Противники реформирования будут упирать на то, что меньше половины респондентов имеют опыт контактов с милицией, а из числа контактировавших более половины (46+8) довольны работой милиции, т.е. результаты удовлетворительные.

При интерпретации полученных результатов социологического исследования важно правильно избрать критерии оценки, то есть признаки, по которым судят об уровне развития исследуемого социального явления или процесса. Ошибка в выборе критерия может повлечь за собой ошибочную интерпретацию полученных результатов.

Например, К. Маркс в качестве всеобщего критерия эволюции общества рассматривал классовую борьбу.

Д. Морено утверждал, что подлинную структуру общества невозможно обнаружить, не попытавшись ее модифицировать на межличностном уровне. Но очевидно, что не все, что "работает" в малой группе, можно распространить на все общество.

С точки зрения современной социологии такими критериями могут быть: социальные, экономические интересы и правовые гарантии их защиты. Каждый из этих критериев включает в себя целую серию подкритериев. Так, в экономические интересы можно включать: материальные условия жизни, распределение материальных благ, насыщенность рынка товарами, доступность цен на товары повседневного спроса, уровень доходов по отношению к черте бедности.

Страницы: 1 2

Полезная информация

Самоидентификация как представителя среднего класса
Почти половина населения (66,2% по данным Левада-Центра, 2007 г.) отождествляет себя со средним классом – то есть более или менее довольны жизнью. Желание быть средним по-человечески понятно. В России это еще и определенная гарантия безоп ...

Набор персонала для аутрич-работы
После того как было получено финансирование и поддержка, и определили задачи, которые необходимо поставить перед сотрудниками, можно начинать процесс набора сотрудников и волонтеров. Важными характеристиками, необходимыми для сотрудников ...

Социология имущественных отношений
Выдохните коммунизм, вдохните капитализма! Дэвид Старк Любое общество в своей основе и открытости предстает как множество взаимодействующих индивидов, в большей мере занятых строительством жизненных миров, и где имущественной стороне п ...

Категории сайта


© 2011-2024 Copyright www.generalsociology.ru