CorrectSociology

Направления демократического развития. Цивилизация личности
Страница 1

Вымирание страны имеет безусловную ду­ховно–смысловую природу. Это означает, что за демо­графической проблемой в России стоит цивилизационный кризис и с него и надо начинать приступать к решению проблемы.

Демографическая катастрофа не является фатальной. В её основе лежит слом идентификации населения Российской Федерации и утеря им оригинального оптимистического мировоззрения, на котором строятся базовые ценности. Данные разрушения носят исторический характер и могут быть преодолены лишь на путях творчества нового мировоззрения, опирающегося на тысячелетние тра­диции — неотрадиционного мировоззрения.

Новое мировоззрение, с одной стороны, не может строиться на потребительстве. В обществе, где главной ценностью является потребление, отсутствует потребность в детях и сама ценность семьи и несколь ких детей, поскольку дети снижают потребление и выступают контрценностью.

Вместе с тем, неправильно строить демографи­ческую политику и новое мировоззрение на основе снижения потребления, уровня и, тем более, качества жизни.

Неправильно отказываться от продвижения вперёд, от разумного прогресса, и, вместе с тем, нельзя утеривать ядро собственной культурно–истори­ческой идентичности, собственную традицию. Именно поэтому необходимо неотрадиционное миро­воззрение, которое лежит не в плоскости экономизма и социальной политики, а в сфере культурно–истори­ческого призвания народов России и всемирных задач российской государственности.

Особое призвание и миссия России заключается в культивировании принципа личности. Именно принцип личности является тем фундаментальным открытием, который позволяет осуществлять в Рос­сии цивилизационный сдвиг всемирного значения и организовывать в ближайшие полвека демогра­фический «взрыв» или демографическую «волну».

Данный принцип устанавливает, что наивысшей реальностью каждого человека является его личность, достоинство и статус которой носят автономный характер и не могут быть нарушены каким–либо государственным или социальным учрежде­нием, другим человеком.

Принцип личности закреплён в Конституции Российской Федерации — в части 1 Статьи 21 («Достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления») и в части 1 Статьи 7 («Российская Федерация — социаль­ное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека»)[10].

Принцип личности прямо противоположен принципу индивидуализма. Личность проявляет себя в общественном творчестве и созидании и определяет обязанности человека как носителя личности. Личность, в отличие от индивида, требует ориентированных на мировое развитие сообществ, в которых и получает наиболь­шее раскрытие и полноту существования.

В таком мировоззрении выражается россий­ский традиционализм, основа российской культуры и истории, которые связаны с культивированием уни­версального всеобщего масштаба человеческого достоинства в форме таких признанных и много­национальных явлений как русская литература, рус­ская поэзия, русская песня, русская музыка, русская педагогика, русская архитектура и русское полковод­ческое искусство.

Реализация принципа личности возможна через создание особого рода цивилизации — цивилизации личности, где все материальные и социальные условия жизни будут ориентированы на возрастание и защиту достоинства личности.

В цивилизации личности жизнь каждого чело­века как носителя личности становится универсаль ной и абсолютной ценностью. То же самое касается и жизни каждого российского народа.

Цивилизация личности имеет все необходимые условия для того, чтобы выступать основой демогра­фического развития и даже демографического «взрыва» в России. Это связано с переменой массово­го восприятия детства и отношения к человеку.

Во–первых, каждый человек как носитель уникальной личности выступает ключевым ресурсом общественного благосостояния и развития, поскольку государственная мощь организуется вокруг личности и её возможностей. Во–вторых, полнота выявления личности каждого взрослого человека становится напрямую связанной с рождением детей и полнотой выявления их личности.

Дети в цивилизации личности становятся обязательным моментом выявления личности ро­дителей и родных, а также необходимым условием для воспроизводства своей родовой истории, роди­тельской идентичности и собственной личности. И обязательным для проявления личности родителей становится наличие у них нескольких, не менее двух–трёх детей.

Страницы: 1 2

Полезная информация

Ценностное содержание семейных функций
Изменения, происходящие в российской социокультурной действительности и современном мире под воздействием общецивилизационных тенденций таких как глобализация, информационная, сексуальная и иные революции оказывают существенное влияние на ...

Теория конфликта Кеннета Боулдинга
Он также исходит из противоположных функциональному подходу установок, а именно: конфликты вездесущи, стремление к постоянной жажде и борьбе с себе подобными непреодолимо, эскалация насилия лежит в самой природе человека. Он утверждает, ...

Альтернативная урбанизация
Однобокая урбанизация индустриального типа, которая началась в стране с 1930–х гг. прошлого века, выступает одной из главных причин нынешней де­популяции страны. В настоящее время процессы урба­низации данного типа не только не ослабевают ...

Категории сайта


© 2011-2024 Copyright www.generalsociology.ru