CorrectSociology

Социальные факторы. Воспитание
Страница 2

1) состояния «Я», сходные с образами родителей;

2) состояния «Я», автономно направленные на объективную оценку реальности;

3) состояния «Я», все еще действующие с момента их фиксации в раннем детстве и представляющие собой архаические пережитки. Неформально проявления этих состояний Я называются Родитель, Взрослый и Ребенок.

1.У каждого человека были родители (или те, кто их заменял), и охранит в себе набор состояний «Я», повторяющих состояния «Я» его родителей (как он их воспринимал). Эти родительские состояния «Я» при некоторых обстоятельствах начинают активизироваться. Следовательно, упрощая это понятие, можно сказать: "Каждый носит в себе Родителя".

2. Все люди (не исключая детей) способны на объективную переработку информации при условии, что активизированы соответствующие состояния их «Я». На обыденном языке это звучит так: «В каждом человеке есть Взрослый».

3. Любой человек был раньше моложе, чем сейчас, поэтому он несет в себе впечатления прежних лет, которые при определенных условиях могут активизироваться. Можно сказать, что «каждый таит в себе маленького мальчика или девочку».[12]

Очень интересен подход Берна к сценарному анализу. В течение первых 5-7 лет жизни у ребенка в основном под влиянием родительского программирования формируется сценарий его жизни, определяющий в дальнейшем его судьбу. При этом, немалую роль играют сказки, которые ребенку читают родители по своему выбору и которые ребенок сам выбирает, если имеется такая возможность. Кроме того, очень важно для формирования сценария, как соотносятся так называемые трехсторонние позиции личности: «Я», «Вы» (ближнее окружение) и «Они» (дальнее окружение), с какими они знаками (плюс или минус), постоянны ли эти знаки и т.д.

Вряд ли кто-то из детей хочет, чтобы их родители развелись. По данным российских психологов начала 80-х годов, одно из трех самых заветных желаний опрошенных ими детей младшего возраста - чтобы у всех были папы и мамы. У многих детей чувство обиды, вызванное разводом, проявляется особенно остро, если один из родителей вступает в повторный брак.

Ребенок чувствует, что с распадом семьи ослабевает контроль за его нравственными устоями по мере того, как рушатся его внешние опоры, и гнев, направленный на родителей, решительно проникает в сознание. Одним из проявлений такого состояния может стать приобретение новых вредных привычек, как, например, мелкое воровство и вранье, наблюдаемые в этой возрастной группе в период распада семьи. Ребенок обеспокоен тем, что ему самому придется заботиться о себе, и в этом он усматривает угрозу своей будущей социализации. Уход отца давал свободу для проявления импульсов, которые столь тщательно сдерживались в его присутствии, свободу вести себя так безнаказанно и получать от этого удовольствие.[13]

Развод родителей по-разному воздействует на подростков. Некоторые ощущают свою вину в том, что родители разошлись. Но иногда развод оказывает даже положительное влияние, так как кладет конец пьянству, физическим расправам, родительским скандалам, бессонным ночам и психологическому стрессу. Некоторые подростки, родители которых разошлись, говорят, что они перенесли развод легче, чем предшествовавшие ему конфликты. Они рассказывают о том, как раньше, до развода, испытывали постоянный страх, стыдились говорить с приятелями о своей семье, страдали из-за материальных трудностей, переживали чередующиеся ссоры и примирения родителей и что развод воспринимали почти как облегчение.

Суммарное воздействие развода зависит от его условий и событий как до, так и после него. Когда родители расстаются мирно, когда в семье до и после развода нет явно выраженной борьбы между ними, когда дети могут свободно общаться и с отцом, и с матерью и ощущают поддержку обоих родителей, родственников и друзей, тогда отрицательные последствия развода родителей сводятся к минимуму.

Страницы: 1 2 

Полезная информация

Предмет и объект конфликта, классификация конфликтов
Подходы к классификации конфликтов могут быть самыми разными. Так, социологи обращают внимание прежде всего на микро- и макро- уровень конфликтов, на такие их основные типы, как социально-экономический, национально-этнический, политически ...

Субъекты социального контроля и его виды
Социальный контроль как элемент социального управления осуществляется в процессе субъектно-объектных отношений между субъектами и объектами социального управления. Неотъемлемым признаком социального контроля является управленческое воздей ...

Сущность и элементы социального контроля (нормы и санкции)
Основные элементы системы социального контроля: привычка, обычай и система санкций. Привычка — это устойчивый способ поведения в определенных ситуациях, в некоторых случаях принимающий для индивида характер потребности, который не встреч ...

Категории сайта


© 2011-2024 Copyright www.generalsociology.ru