CorrectSociology

Введение
Страница 1

В результате перехода российского общества к рыночным отношениям произошли изменения во всех сферах общественной жизни – экономической, политической, социальной, духовной. При этом наряду с позитивными переменами выявился ряд острых социальных проблем, непосредственно влияющих на социализацию подрастающего поколения. Ослабление влияния государственных органов на происходящие в обществе процессы, снижение роли социальных институтов в воспитательной работе, ухудшение благосостояния большинства семей, рост насилия обострили проблему девиантного поведения несовершеннолетних подростков. Распространение алкоголизма, наркомании, преступности в среде подростков вызывают особую тревогу общественности, прежде всего, потому, что они сопровождаются отрицательными последствиями – биологической и социальной деградацией личности подростка.

Как известно, подростковый возраст характеризуется не только физиологическими изменениями организма, но и эмоционально-психической неустойчивостью, и поэтому в этот период увеличиваются "шансы" у несовершеннолетних пополнить категорию людей "группы риска", чье социальное положение по тем или иным критериям не имеет стабильности, кому практически невозможно в одиночку справиться с трудностями, возникшими в их жизни, которые в результате могут привести, если не к биологической гибели, то к потери своей социальной значимости.

Характерной чертой несовершеннолетних подростков является незавершенность процесса первичной социализации, что выражается в зависимости от мнений и точек зрения окружающих людей, высокой степени восприимчивости к негативным формам девиантного поведения. Проявляющийся в поведении несовершеннолетних синдром социальной дезадаптации, ранее встречающийся, главным образом, среди мальчиков, теперь присущ и девочкам-подросткам, что отчетливо проявляется в случаях антиобщественных поступков. Как бы ни были разнообразны эти формы, они почти всегда характеризуются плохим отношением со сверстниками, демонстративным неповиновением родителям и учителям, разрушительными действиями и лживостью.

Растет число подростков неуспевающих в учебе, употребляющих алкоголь и наркотики, совершающих уголовные проступки и уголовные преступления. Все больше втягивается подростков в преступный бизнес подростковый рэкет, продажу наркотиков и многое другое.

Значительное место в общей структуре правонарушений занимает преступность несовершеннолетних. Около 8% всех преступлений в России совершаются несовершеннолетними. Часто преступниками становятся беглые воспитанники детских домов и дети из неблагополучных семей. Ежегодно подростки совершают до 155 тысяч преступлений, а к уголовной ответственности за тот же период привлекаются 55 тысяч несовершеннолетних. Также ежегодно в России от различных преступлений страдает более 94 тысяч несовершеннолетних и их число возрастает каждый год на 2-3 тысячи человек [37].

Исследование, направленное на изучение социальных черт подростков с девиантным типом поведения поможет более глубокому изучению проблем ненормативного поведения и вносит определенный вклад в изучение подростковой преступности.

Степень научной разработанности.

Проблемам девиантного поведения посвящены многие исследования зарубежных и отечественных социологов. Ими созданы теории и концепции, ставшие уже классическими в этом направлении социологической науки. Прежде всего, это теория социальной аномии (Э. Дюркгейм [30,31,32], Р. Мертон [49], Т. Парсонс), отклоняющееся поведение как следствие общественной дезорганизации, радикальных социальных перемен. Эта теория явилась своеобразным ядром социологического направления в объяснении девиации. Одной из известных социологических концепций объяснения причин девиации является теория стигматизации (Г. Беккер [12], И. Гофман, И. Леммерт и др.). Теория девиантной субкультуры (А. Коэн [41], Р. Клоуард и Л. Оулин), рассматривающая отклоняющееся поведение как результат несоответствия между стремлением молодежи к успеху и ее реальными возможностями его достижения. Согласно теории дифференцированной связи (Э. Сатерленд), решающее значение в формировании отклоняющегося поведения имеет влияние микросреды индивида. Для подростков в наибольшей мере характерна потребность соответствовать нормам своей группы, поэтому формирование девиантного поведения, по мнению Г. Тарда [70], происходит на основе подражания.

Страницы: 1 2 3

Полезная информация

Театры города Саратова. История возникновения общедоступного театра в Саратове
События двухсотлетней давности, нигде и никем в ту пору подробно не зафиксированные, остаются для нас очень туманными. Несколько разрозненных фактов о создании и функционировании театра в Саратове в самом начале XIX века могут дать о том ...

Народ
Народ – это все население той или иной страны как целостное образование, включающее различные классы, социальные слои и группы, этнические и иные общности, объединенное его государственной общностью, единством исторических судеб, коллекти ...

Организация государственной статистики в России.
В основу организации статистической работы в России положены сле­дующие принципы: 1) централизованное руководство статистикой; 2) единые организационное строение и методология; 3) неразрывная связь статистических органов с органами го ...

Категории сайта


© 2011-2024 Copyright www.generalsociology.ru