В контексте проблемы семейной профилактики наркомании имеет значение изучение так называемых патологизирующих ролей в семье, то есть межличностных ролей, которые в силу своей структуры и содержания оказывают психотравмирующее воздействие на ее членов (таковы роли "семейного козла отпущения", "золушки", "больного", "кумира семьи" и т.д.).
Мотивы, которые могут побуждать одного из членов семьи подталкивать остальных к развитию системы патологических ролей, разнообразны. Это, с одной стороны, маскировка определенных личностный недостатков, стремление сохранить и защитить вопреки этим недостаткам положительную личностную самооценку, а с другой - стремление удовлетворить какие-то потребности, при обычных условиях противоречащие нравственным представлениям индивида и всей семьи.
Патологизирующие роли могут возникать на основе механизма проекции как неосознанное наделение другого человека присущими данной личности мотивами, чертами и свойствами. Одним из мотивов формирования патологизирующей роли может быть стремление избавиться от давления собственных же нравственных представлений, что часто наблюдается в клинике, где лечатся алкоголики и наркоманы - это роли "спасителя" и "спасаемого".
Многие ученые исследовали типы патогенного родительского поведения. Вот некоторые из них:
один или оба родителя не удовлетворяют потребности ребенка в любви или полностью отвергают его;
ребенок служит в семье средством разрешения супружеских конфликтов;
ребенку в качестве дисциплинарной меры угрожают тем, что разлюбят его или отдадут в другую семью;
ребенку внушают, что он своим поведением повинен в разводе, болезни или смерти одного из родителей;
в окружении ребенка отсутствует человек, способный понять его переживания, стать фигурой, заменяющей отсутствующего или пренебрегающего своими обязанностями родителя.
Таким образом, при нарушении внутрисемейных отношений создается неблагоприятный фон для эмоционального развития ребенка и это, в конечном итоге, может стать источником формирования наркомании, то есть неблагополучная семья является одним из основных факторов развития детской наркомании.
Можно выделить некоторые наиболее характерные особенности неблагополучных семей:
чрезвычайно эмоциональное, ранимое и болезненное отношение подростков к своим родителям и их проблемам. Если при этом в семье доминирует холодная в общении, не эмоциональная, строгая мать, то ситуация приобретает наибольшую остроту;
использование ребенка в качестве средства давления при решении вопросов взаимоотношений между супругами;
непоследовательность в отношениях с ребенком: от максимального принятия до максимального отвержения. Ребенка то приближают к себе, то отдаляют независимо от особенностей его поведения;
невовлеченность членов семьи в жизнь и дела друг друга;
директивный стиль отношений и эмоциональное отвержение;
спутанные отношения и размытые (неопределенные) межпоколенные границы, когда прародители активно вмешиваются в жизнь семьи, продолжая воспитывать уже взрослых детей, при этом чаще всего по отношению к внукам, обнаруживается гиперпротекция и попустительство;
использование прямых провокаций в обращении с ребенком;
заниженная оценка достижений ребенка, либо негативные ожидания по отношению к его действиям и поступкам;
сексуальное насилие;
генетическая предрасположенность к алкоголизму или наличие в семье алкоголика или наркомана;
отсутствие в ближайшем окружении ребенка значимого взрослого.
Стремясь компенсировать семейное неблагополучие, ребенок ищет контакты на стороне и легко может попасть в группу наркоманов, где его с удовольствием примут.
Большую опасность представляют семьи, в которых нарушения семейного взаимодействия (часто неосознаваемые ее членами) скрываются за внешним благополучием.
Неблагополучные семьи, как правило, стоят на учете социальных служб, и с ними проводится работа, направленная на реабилитацию или профилактику нарушения семейного функционирования. Но вопрос должен ставиться шире: психопрофилактическую работу необходимо начинать именно с внешне благополучных семей.
Полезная информация
Связь образования и культуры общества
Связь образования и культуры является наиболее прочной, уже самые ранние стадии становления института образования связаны с культом, ритуалом: культура требовала постоянного воспроизводства. Одним из основных принципов существования и раз ...
Государственное управление миграционными процессами в
Российской Федерации. Цели, принципы и задачи
регулирования миграционных процессов в России
Целями регулирования миграционных процессов в России являются обеспечение устойчивого социально-экономического и демографического развития страны, национальной безопасности РФ, удовлетворение потребностей растущей российской экономики в т ...
Контент-анализ диссертационных исследований по проблеме ВИЧ-инфекции и
СПИДа в Российской Федерации
Россия до 1996 года по интенсивности эпидемического процесса ВИЧ-инфекции относилась к странам с низким уровнем развития эпидемии, что объясняет отсутствие с 1990 по 2001 гг. научных работ по данной тематике. Исключение составляет диссерт ...