CorrectSociology

Особенности общения в городе
Страница 1

Общение в большом городе имеет ряд особенностей. Одна из них заключается в том, что городской человек не принадлежит полностью только одной социальной группе, а частично входит во множество социальных групп. Характеризуя эту особенность, М. Янович ввел термин "сообщество с ограниченной ответственностью". Опираясь на анализ местной прессы, Янович обнаружил наличие регулярных объединений жителей в рамках территорий совместного проживания, связанных друг с другом, существенно увеличивающих интенсивность социальных контактов в сообществе. Отсюда вытекает еще одна особенность общения в большом городе - огромная роль СМИ, включая Интернет.[2]

Т. Саттлс выделяет три типа городских сообществ: предполагающие общение "лицом к лицу", близких соседей; "оборонительные соседства" - соседи, объединенные защитой среды обитания и "сообщества с ограниченной ответственностью".[8]

Несколько иной подход к анализу специфики городского общения предлагает сторонник концепции социальных сетей Клод Фишер, определяющий сети через связи родства и близкой дружбы; контакты коллег и людей, объединенных сообществом. По его мнению, выбор горожанина относительно того, в какие ассоциации входить, свободен лишь до определенной степени, так как социально обусловлен набором социальных связей и близких контактов его семьи. Очень важной особенностью городской жизни, формирующей взаимодействие индивидов, является наличие в городе разнообразных суб- и контркультур. По словам Фишера, город - "мозаика социальных миров".

Полемизируя с классическими урбанистическими теориями, согласно которым урбанизм как таковой вызывает повышенное количество психологических расстройств, сокращение социального участия и упадок традиционных ценностей, Фишер предлагает альтернативное объяснение: поведение, считающееся девиантным в господствующей культуре, в альтернативной субкультуре может оказаться вполне приемлемым.

Исследование Фишера, проведенное в 50 северных калифорнийских сообществах, показало, что горожане более толерантны к нетрадиционным формам поведения. Именно поэтому в городах, выше доля психически нездоровых людей и людей с отклоняющимся поведением. Вместе с тем прямой связи между количеством жителей города и распространенностью социальных аномалий и психических расстройств зафиксировано не было.[8]

Согласно концепции Л. Вирта, город оказывается нечеловечным и негуманным вследствие доминирования вторичных групп над первичными группами. Результатом этого являются семейные разрывы, алкоголизм, преступность. Г. Гэнс указывает, что не городская среда сама по себе, а факторы, связанные с демографическими характеристиками населения, классовым положением, семейным статусом, образовательным уровнем способствуют обострению социальных и психологических проблем в городах. В этой связи Клод Фишер подчеркивает субкультурный аспект городской жизни: не городская жизнь как таковая является источником отклонений, она скорее дает возможность для устройства в нем представителей многих субкультур, а это в свою очередь "портит" картину благополучия в городах.

В соответствии с социопространственным подходом, концентрация людей и ресурсов, воздействие на крупнейшие метрополисы всемирных процессов, в том числе иммиграции вызывают многие социальные проблемы. Из этого вытекает еще одна особенность городской жизни - ее ускоренный ритм. Разговор с одной и той же целью может быть для селян главным образом "общением ради общения" и для горожан - "общением ради цели".

Общение между соседями в большом городе приобретает свои особенности. Альберт Хантер определил соседство как уникально сцепленные звенья социально-пространственной организации, на которые воздействуют силы и институты огромного общества и рутина повседневной жизни. К.Фишер при анализе городских сетей обнаружил, что чем более интенсивную жизнь ведет горожанин, чем больше контактирует с окружающими, тем меньше он контактирует с соседями. Последователями Фишера было выявлено, что рабочие более сильно заинтересованы в соседях, чем представители среднего класса.[7]

Трансформации, происходящие в российском обществе, обусловили возникновения специфических форм социального взаимодействия в городе. Совместные исследования санкт-петербургских и финских социологов (Е.Н. Порецкиной, Т. Юркинен-Паккасвиста) выявили тенденцию к интенсификации соседских и родственных контактов в целях самообеспечения и взаимопомощи. Такие контакты представляют собой способ компенсации негативных черт экономических и социальных преобразований.[9]

Страницы: 1 2

Полезная информация

Учения Августина
Учение Августина о соотношении свободы воли человека, божественной благодати и предопределения является достаточно неоднородным и не носит системного характера. ...

Последствия социального конфликта.
Конфликты, с одной стороны, разрушают социальные структуры, приводят к значительным необоснованным затратам ресурсов, а с другой - являются тем механизмом, который способствует решению многих проблем, сплачивает группы и в конечном счете ...

История среднего класса в России
Формирование среднего класса в дореволюционной России имело свои специфические особенности. Основной массой этого класса были не частные собственники, а очень пестрая и неоднородная группа людей – чиновники и служащие, студенты и разночин ...

Категории сайта


© 2011-2024 Copyright www.generalsociology.ru