Прежде всего, мне бы хотелось вначале понять, что же в нашем обществе понимается под словом «личность». Потому что молодежь, о которой мы сейчас говорим, в первую очередь является личностью, является частью того общества, в котором она существует.
По словам профессора Лавриненко, понятие «личность» может быть определено не иначе как в соотношении с понятием «человек», ибо речь идет о живой человеческой личности и ни о какой другой.
Социальные свойства человека проявляются, с одной стороны, как его общечеловеческие свойства (каждый человек выступает как субъект сознания, деятельности и общения), а с другой стороны – как свойства определенных социальных групп, представителем которых он является. Его общечеловеческие свойства не обнаруживают особенности его личности, ибо все люди являются субъектами сознания, деятельности и общения. Однако как личности они могут существенно различаться между собой.
Сущность и конкретное социальное содержание той или иной личности становится ясными тогда, когда обнаруживается ее социальное положение, то есть к каким социальным группам она принадлежит, каковы ее профессия и виды деятельности, ее мировоззрение, ценностные ориентации и т.д.
Смысл понятия (категории) «человеческая личность» заключается в том, чтобы отразить специфические социальные характеристики отдельных индивидов, обозначить их конкретные «социальные лица». Это понятие не просто фиксирует воплощенный в индивиде социальный опыт, то есть усвоенные им знания, навыки, умения к той или иной деятельности, а указывает на определенное содержание и меру этого опыта и на социально-типичные черты данного индивида.
Исходя из такого подхода к пониманию личности, можно указать на следующие наиболее важные проблемы ее социологического изучения:
§ Конкретно-историческое содержание личности и выделение в нем социально-типических черт (например, выявление специфических черт предпринимателя, рабочего или представителя гуманитарной интеллигенции той или иной страны и исторической эпохи);
§ Процессы формирования личности, в том числе ее исторического развития (филогенез) и развитие отдельных личностей в процессе их собственной социальной жизнедеятельности (жизненного пути) в том или ином обществе (онтогенез);
§ Основные составляющие «системы личности»;
§ Социальная зрелость личности;
§ Основные проявления ее духовного содержания;
§ Личность как субъект деятельности и общественных отношений;
§ Социальные типы личности;
§ Взаимодействие личности с обществом.
Полезная информация
Основы социальной работы с молодой семьей. Молодая семья как объект
социальной работы
В категории семей, нуждающихся в особой помощи, на первое место выдвигается молодая семья. Потребовалось немало усилий и времени, чтобы в современном обществе утвердился сам термин «молодая семья». Это не означает, что сформировался какой ...
Понятие и особенности прикладной социологии. Становление прикладной
социологии.
Вопрос о том, как практические проблемы превращаются в научные и как, в свою очередь, происходит превращение знания, полученного в ходе исследования, в практические рекомендации, волновал социологов давно. С самого начала своего существов ...
Индустрия обслуживания туризма
Переходя к конкретным видам обслуживания, важно отметить, что в рамках третичного сектора весьма важную градообразующую роль играют предприятия туристического обслуживания. Их размещение по городам весьма специфично и во многом определяет ...