CorrectSociology

Представление об Интернете как виртуальной реальности?
Страница 1

Виртуальная реальность изначально рассматривалась как "киберпространство" - "cyberspace". Впервые понятие возникло в фантастическом романе-техноутопии "Neuromancer" У. Гибсона, где киберпространство изображается как коллективная галлюцинация миллионов людей, которую они испытывают одновременно в разных географических местах, соединенные через компьютерную сеть друг с другом и погруженные в мир графически представленных данных любого компьютера. В 1989 году Ярон Ланьер ввёл термин "виртуальная реальность".

С точки зрения феноменологии, социальную реальность можно рассматривать как виртуальную. Согласно Б.С. Сивиринову, феноменологическая социальная реальность была использована 5-балльная шкала, поэтому максимальный СД =3,46, обладает теми же признаками, что и виртуальная, прежде всего - ее рефлексивной основой.

Под виртуальной реальностью понимается "внутреннее состояние" субъекта, которое может быть вызвано внешними причинами (природными явлениями, компьютерными технологиями, искусством и др.) или внутренними причинами (например, внутренними ощущениями, соматическим состоянием).

Наш окружающий мир многообразен, в то время как возможности человека воспринимать его ограничены. Но при этом сознание людей придает действительности множество смыслов. В результате чего возникают системы символов, в этом и проявляется символическая функция человеческого сознания, с помощью которой и происходит виртуализация социальной реальности.

Виртуализация в таком случае - это любое замещение реальности ее симуляцией/образом, не обязательно с помощью компьютерной техники, но непременно с применением логики виртуальной реальности.

Таким образом, социальная реальность представляет собой множество виртуальных социальных реальностей, одной из разновидностей которой является Интернет. По Сулеру Интернет характеризуется ограниченным сенсорным переживанием, множественностью личности и анонимностью, уравниванием статусов, размыванием пространственных границ, растяжением и конденсацией времени, неограниченной доступностью контактов.

Значит, с помощью Интернета может конструироваться сама социальная реальность. То, что для нас виртуально, для других может представляться реальностью "sui generis".

Возникает вопрос: "Насколько эта виртуальная социальная реальность соответствует действительной реальности и как взаимосвязаны Интернет и другие социальные реальности?" Для начала мы решили выяснить: как респонденты воспринимают "социальную среду" и "Интернет-среду" и себя в них.

Для этого было опрошено 23 студента ПГТУ, с помощью разработанного нами инструментария, который основан на методе семантического дифференциала Ч. Осгуда. На первоначальном этапе, на основе полученных корреляций суждений, были сгруппированы шкалы в 5 факторов: оценка, реальность, эмоциональность, значимость, сила. После чего было построено семантическое пространство (СМ) для каждого объекта и вычислен семантический дифференциал (СД).

Также была разработана типология респондентов: "активные пользователи", "пассивные пользователи", "non-пользователи Интернета". Последние не представляли интереса для нашего исследования.

В результате анализа данных было выявлено:

Респонденты разделяют понятия "социальная среда" и "Интернет-среда". Таким образом, можно сказать, что респонденты не идентифицируют "Интернет-среду" с "Социальной средой" (СД=0,6329). Также это проявляется в том, что "Социальная среда" более значима, чем "Интернет-среда", средние значения по фактору "значимость" - 0,72 и 0,14 соответственно.

Интересно, что проявление "социальной среды" не так уж и реально для респондентов (среднее значение по фактору "реальность" - 0,16). А для многих респондентов "Интернет-среда" является "полувиртуальной" (среднее значение по фактору "реальность" - (-0,09)).

Страницы: 1 2

Полезная информация

"Переход пределов" и проблема я
В первой части этой работы, при рассмотрении теорий мифа, мы коснулись вопроса о соотношении мифа и ритуала. В науке не существует единого мнения по этому вопросу. Многочисленные этнологические исследования продемонстрировали глубокое сем ...

Свобода
Свобода – самостоятельность социальных и политических субъектов (личностей, их групп, общественно-политических органов, организаций и объединений и др.), выражающаяся в их способности и возможности делать собственный выбор и действовать в ...

Функции прикладной социологии.
Какие же функции выполняет прикладная социология? Первая из функций прикладной социологии - познавательная. Она выражается в том, что прикладная социология наряду с общей социологией помогает обществу глубже понять сущность социальных пр ...

Категории сайта


© 2011-2024 Copyright www.generalsociology.ru