CorrectSociology

Открытый контент в сети Интернет
Страница 1

Приведем некоторые результаты системного анализа явления "открытый контент". Метод открытого контента - возникшее и оформившееся в отдельный институт движение за коллективное создание и распространение интеллектуальных продуктов (знаний, информации, идей). Движение существует в виртуальной среде в виде открытых проектов: электронных энциклопедий и библиотек, веб-журналов, открытых книг и открытых научных публикаций, сетевой литературы, банков идей, дискуссионных форумов и форумов личного опыта, открытых образовательных сред.

Участники проектов создают оцифрованные интеллектуальные продукты, опираясь на представление об информации и знаниях как общественном достоянии.

Открытый контент (open content) - методология генерации и распространения информации и знаний как общественного достояния в открытой среде Интернет и одновременно форма социальной организации в обществе знания. Термин "открытый контент" появился в конце 1970-х годов в связи с распространением методологии открытого программного кода на цифровые продукты через специальные общественные лицензии (Open Public Licenses), разрешающие использование продуктов на определенных условиях (в противовес запретительной парадигме классического авторского права).

Открытый контент представляет собой:

1) методологию (в технологической и социо-технической ее части) производства продуктов интеллектуального творчества и кооперации индивидов на основе внеэкономических ценностей;

2) собственно продукты, созданные на основе указанной методологии (статьи, образы, аудио-файлы, видео, книги, обучающие пособия), публикующиеся в открытом доступе и в формате, который однозначно разрешает копирование и/или дальнейшую модификацию и распространение информации;

3) культуру (ценности, цели и нормы кооперации и самоорганизации), объединяющую участников проектов, задействующих (1) и (2).

Стратегический характер методологии открытого контента обусловлен фактом опоры данного движения не на ценности тактического характера (выгода, взаимная полезность, максимизация прибыли), а на ценность знания как стратегического инструмента воссоздания и преумножения как общественных благ (образованность - главная производительная сила постиндустриального общества), так и генетического потенциала человечества (интеллект создается за счет приобретения знания, и передается следующим поколениям). Данная методология поддерживает приоритеты сохранения и эволюции человеческого рода вне конфессиональной или классовой принадлежности (свобода, творчество, самовыражение, забота, развитие, социальная связность, духовное самосовершенствование, участие в сохранении и воспроизводстве культуры).

Эффективность методологии открытого контента достигается за счет свободного участия в проектах неограниченного числа компетентных участников и поддержания равенства их возможностей. Данный эффект известен из теории принятия решений, когда нахождение наилучшего решения гарантировано, если имеется полное множество гипотез и все гипотезы изначально равноправны.

В силу данного обстоятельства методология открытого контента - эффективный инструмент развития гражданского общества, так как может применяться для выработки рациональных и этичных решений методом общественного дискурса, повышая эффективность разработки процедур и взвешенность результатов.

Социальная значимость методологии открытого контента объясняется ее опорой на ценности кооперации, сотворчества, свободного партнерства, что способствует возрождению сферы производства "общественного достояния", или "общественных благ" и сохранению "сообществ".

Количественный рост приверженцев открытого контента и проектов в разных областях общественного производства, а также энтузиазм участников проектных сообществ, отражают стремление людей в разных странах к реализации социальной энергии, не находящей применения в рамках традиционных иерархических структур и официальных социальных институтов.

Страницы: 1 2

Полезная информация

Предпосылки формирования и особенности развития социологии предпринимательства
Как и множество других отраслевых социологических дисциплин, социология предпринимательства не является четко сформированной теорией. Причина тому то, что она возникла не из одного источника, а формировалась в рамках множества научных отр ...

Социальная мобильность
Совокупность социальных перемещений людей в обществе, т.е. изменений их статуса, называется социальной мобильностью . Существуют два основных вида социальной мобильности – межпоколенная и внутрипоколенная и два основных типа – вертикальн ...

Проблемы занятости лиц «бомж»
Проблема лиц без определенного места жительства и их социальной и трудовой реабилитации не является специфической для Российской Федерации – такие граждане есть в каждой экономически развитой стране. Тем не менее, Россия уникальна в том о ...

Категории сайта


© 2011-2024 Copyright www.generalsociology.ru