Личность – конкретное выражение сущности человека, целостное воплощение и реализация в нем системы социально значимых черт и качеств данного общества. Неотъемлемыми чертами личности являются: самосознание, ценностные ориентации, социальные отношения, ответственность за свои поступки, известная автономность в отношении к обществу и другие. Не всякий человек – личности. Человеком рождаются, а личность становятся в процессе социализации. Понятие «личность» необходимо отличать от понятие «человек», которое отражает лишь то, что данное лицо принадлежит к человеческому роду (хомо сапиенс), обладает всеобщими, свойственными всем людям чертами и качествами. Каждая личность в обществе имеет свой социальный статус и играет свою социальную роль. Взаимодействие общества с личностью – центральная проблема социологии. Все социально формируемые качества человека (знания, умения, убеждения, интересы, методы, способы, память, воля, воображение, мышление и т.д.) базируются на двух родовых сущностных силах человека: способностях и потребностях.
Способность – это деятельная сила человека, «двигатель», сила, которая действует. В ходе социализации способность дифференцируется в соответствии с духовно-информационными и операционально-деятельными качествами человека на систему знаний и систему умений человека.
Система знаний всех видов и уровней (представления, понятия, учения, концепция, суждения, гипотезы. Теории, законы) представляет собой информационную культуру личности и является результатом образования. Система умений все видов и уровней (навыки, привычки, приемы, способы, методики, методы) образует операциональную культуру личности и является результатом обучения.
Таким образом, в структуре культуры личности можно выделить три слагаемых:
Мотивационная культура («хочу»),
Информационная культура («знаю»),
Операциональная культура («умею»).
Все они представляют собой ступени готовности к практической деятельности, ибо именно в ней и реализует себя личность со всеми своими слагаемых. На основе трех слагаемых культуры личности методом комбинаторики можно построить первичную типологию личностей.
Типология личностей:
Знает, умеет и хочет – образован, обучен и воспитан.
Знает, умеет, не хочет – образован, обучен, не воспитан.
Знает, не умеет, не хочет – образован, не обучен и не воспитан.
Не знает, умеет, хочет – не образован, обучен, воспитан.
Не знает, не умеет, хочет – не образован, не обучен, воспитан.
Не знает, умеет, не хочет – не образован, обучен, не воспитан.
Знает, не умеет, хочет – образован, не обучен, воспитан.
Не знает, не умеет. Не хочет – не образован. Не обучен, не воспитан.
Полезная информация
Интерпретация данных
В данной главе при анализе полученных данных результаты проведенного исследования будут указываться - где это возможно - в процентах. Всего обработано 270 опросных листов (143-женщины, 127-мужчин).
Было выявлено, что тенденция к здоровом ...
Национальная безопасность и миграционная политика. Проблемы
выработки эффективной государственной миграционной политики
Национальная и экономическая безопасность напрямую связаны с миграционными процессами. Нелегальная миграция, как и не контролируемая государством легальная миграция, является одним из факторов формирования новых вызовов и угроз национальн ...
Типы безработицы.
Безработица- незанятость части экономически активного населения в хозяйственной деятельности.
В экономической науке принято выделять несколько видов безработицы. Например, безработица может быть добровольной и вынужденной.
Добровольная ...