CorrectSociology

Социальная политика в отношении семьи. Экономические и социальные характеристики американской семьи в 90-е годы
Страница 2

В прошлом такие потребности, как помощь в случае болезни и старости, возможность получения финансовых средств и т.д., также обеспечивалась семьей. С развитием сферы услуг, социального страхования, банковской сети эти функции постепенно отмирают. Все названные потребности в 90-е годы практически полностью выполнялись другими институтами. Соответственно изменился и характер связей между индивидом и обществом. Если раньше такая связь осуществлялась опосредованно, через семью, то теперь каждый взрослый гражданин, безотносительно к принадлежности (или не принадлежности) к семье стал иметь самостоятельные, независимые от родственников и супруга связи с другими социальными институтами.

Сужение круга потребностей, удовлетворяемых в рамках семьи, наряду с сокращением числа традиционных семей привело и к серьезным внутрисемейным деформациям, прежде всего к росту числа разводов и неполных семей. В 70-х и 80-х годах США принадлежало мировое лидерство по числу разводов на 1000 заключенных браков. В 90-х годах уровень разводов продолжал оставаться высоким: более половины заключенных браков распадаются. Неполные семьи (один из супругов отсутствует) составляли в 1970 г. 15 % всех семей, в 1980 г. - 21, а в 1997 г. - уже 31 %[41].

Однако, несмотря на утрату ряда функций, семья продолжает выполнять свою важнейшую задачу - передачу от поколения к поколению основных культурных кодов, ценностей и установок. Этот процесс принято называть "семейной социализацией", в ходе которой формулируется зрелая, социально компетентная личность. Американские социологи утверждают, что усвоение норм, принятых в обществе, включая отношение к политической и экономической системе общества, закладывается в семье. Но суть явления, видимо, не в этом (или не только и не столько в этом). "Семейная социализация" не ограничивается усвоением лишь тех норм и ценностей, которые господствуют в данное время и в данной стране. Суть явления гораздо глубже. Она заключается в передаче основных (или архетипических, согласно определению К. Юнга) цивилизационных характеристик. В семье закладываются основы личности, осознающей свою принадлежность к определенной расе, конфессии, классу. Механизм этого явления описан российскими социологами А.И. Антоновым и В.М. Медковым: «Речь идет о формировании в семье гибкой переключаемости ребенка с кода поведения "среди своих" на код "среди чужих" и обратно. Чем сплоченнее семья, тем сильнее семейное МЫ, тем отчетливее признаки и атрибуты того, что "мы свои". Оппозиция своего и чужого распространяется и на общезначимые ценности . Именно в семье закладываются основы умения быстро переключаться со "своего" на "чужое" и обратно. Не принадлежность детей к "плохим" или "хорошим" семьям, делает их самих "плохими" или "хорошими", а неспособность семьи (благополучной или неблагополучной) привить детям умение отменять там, где надо, общечеловеческое или ущемлять исконно свое»[42].

Не случайно в США на первом месте среди факторов, определяющих группу, с членами которой данный индивид предпочитает вступить в брак, находятся религиозная и расовая принадлежность (далее следуют социальный класс и возраст). По данным Н. Смелзера, более 90 % протестантов, более 80 % католиков и около 90 % евреев вступают в браки со своими единоверцами[43]. Доля браков между представителями разных рас еще ниже, чем среди представителей различных вероисповеданий. В 1997 г. в 94 % совместно проживающих супружеских пар оба супруга принадлежали к одной и той же расе. Аналогичный показатель составлял в 1980 г. 97 %, т.е. увеличение доли межрасовых браков за последние почти 20 лет весьма незначительно. Наряду с имманентно присущей функцией передачи основных цивилизационных кодов на каждом этапе общественного развития институт семьи может концентрироваться на тех или иных функциях, связанных со спецификой экономической и политической ситуации.

Страницы: 1 2 3

Полезная информация

Солидарность. Стратегия работодателей в вопросах заработной платы
Принцип солидарности в политике заработной платы сохраняется. Он продолжает оставаться той основой, на которой Профсоюз индустриальных рабочих формирует политику зарплаты. Солидарная политика заработной платы имеет две цели: 1) равная з ...

Духовная культура
Каждому историческому периоду соответствуют определенные духовные ценности, составляющие в своей совокупности духовную культуру общества. Духовные ценности, а, следовательно, и духовная культура не являются неизменными. Духовные ценности ...

Приложение. Порядок выполнения анализа в SPSS
1. Перенесём табличную информацию (исходные данные) из статистического сборника в файл Excel, подписав вверху названия переменных (Gini, Fond и т.д., чтобы затем их SPSS прочёл как переменные); 2. Загрузим SPSS и импортируем туда сохранё ...

Категории сайта


© 2011-2024 Copyright www.generalsociology.ru