CorrectSociology

Влияние государственной политики на состояние семьи
Страница 4

По данным 1998 г., 40 % 8-летних американцев совершенно не умеют читать[71]. В связи с этим президент уже выдвинул идею создания новой общенациональной программы "Америка читает". Одна из ее основных идей заключается в привлечении большого числа помощников из числа студентов университета, которые станут добровольными репетиторами для своих маленьких соотечественников. Эта идея уже нашла широкую поддержку как в студенческой среде, так и среди преподавательского и административного персонала вузов, готового оказывать всяческую поддержку новому начинанию. Однако решение данных проблем невозможно без участия семьи. Неудачи последнего десятилетия, видимо, объясняются именно отсутствием координации усилий родителей, школы и администрации. Такого мнения сегодня придерживаются не только специалисты, но и рядовые американцы. По данным социологов, подавляющее большинство считает основными причинами провалов средней школы отнюдь не недостаточное финансирование или нехватку компьютеров, а плохую дисциплину учеников, насилие и наркоманию в школах (эти причины называют в качестве основных около 86 % опрошенных), а также неучастие родителей в учебных делах своих детей и распад семей[72].

Одновременно подавляющее большинство считает правильными и необходимыми те меры, которые правительство предпринимает для улучшения положения дел в школе: повышение квалификации учителей, улучшение технической базы школ, сокращение числа детей в классе. 70 % взрослых американцев даже готовы платить больше налогов при условии, что эти средства будут направлены на решение указанных проблем. Интересно, что чернокожие американцы обнаруживают, согласно данным социологов, даже большую заинтересованность в совершенствовании системы образования, чем белые (для них более остро стоит проблема повышения социального статуса, увеличения доходов и т.п.). Таким образом, комплекс "семья-воспитание-обризование" действительно является той узловой точкой, вокруг которой правительство может сплотить нацию и получить поддержку общества при проведении "непопулярных мер" в процессе реформирования социальных программ.

Не менее важно и то, что не только образование, но и воспитание детей в США ныне уже не рассматривается как частное дело семьи. Это очень четко сформулировано в послании президента "О положении страны в 1997 г.", с которым он выступил на совместном заседании обеих палат конгресса. Примечательно, что президент определенно высказался в поддержку жестких административных мер: « .Школа должна воспитывать характер. Мы должны научить наших детей быть хорошими гражданами. Мы должны продолжать и впредь содействовать упрочению порядка и дисциплины, поддерживать те общины, где введены школьная форма, "комендантский час", наказание за прогулы, удаление из класса учеников, мешающих учебному процессу, и проявляется полная нетерпимость к оружию и наркотикам в школах»[73]. Президент не случайно упомянул общины и местные органы власти. Именно на таком уровне в последние годы (а число общин за последние два десятилетия возросло, по разным оценкам, в 10-15 раз) предпринимаются активные меры для блокирования негативных тенденций и обуздания последствий проникновения рынка во все сферы человеческой жизни. При этом применяется целый комплекс мер, включая административные и даже чисто полицейские. К ним относится установление времени дня, в течение которого дети и подростки не могут появляться на улице без сопровождения взрослых. Так в Лос-Анджелесе теми, кто пропускает школьные занятия, занялась полиция. За появление на улице с 8.30 до 13.30 прогульщики могут быть наказы штрафом в 135 долл., который сопровождается повесткой в суд по делам несовершеннолетних. Обычно судья предоставляет двухмесячный срок, и если за это время от учебного заведения не поступает никаких нареканий на поведение учащегося, штраф аннулируется. Однако при повторном задержании на улице в школьные часы штраф может составить 600 долл. За несколько месяцев действия программы посещаемость в школах заметно улучшилась, а число преступлений в указанное время сократилось на 10 %. Разумеется, долгосрочный эффект такие программы могут дать только в случае, если они встроены в более широкий контекст мероприятий, направленных на помощь семье, развитие школьных и дошкольных учреждений, создание рабочих мест и т.п[74].

В заключение следует подчеркнуть, что оценка положения и перспектив развития семьи в США в 90-е годы возможна лишь в рамках широкого социально-экономического контекста. Современное состояние данного института не может рассматриваться как некий изолированно существующий "кризис", который может быть преодолен при помощи комплекса хорошо продуманных и финансово обеспеченных мер. Такой подход был бы ошибочным, ибо ликвидация кризиса означает восстановление статуса, возвращение к прежним нормам. В данном же случае речь идет об изменении статуса, об эволюции самих норм. Если на предыдущих этапах развития американской цивилизации единственно нормальной, естественной и устойчивой считалась моногамная семья, включающая в себя разнополых супругов и их детей, и эта норма в течение длительного времени действительно могла рассматриваться как оптимальная, то на так называемой постиндустриальной стадии потребность в этой форме организации жизни значительно сокращается. Одновременно растет число нетрадиционных домашних хозяйств, заменяющих собой прежние привычные формы.

Страницы: 1 2 3 4 

Полезная информация

Устройство современного государства
Большинство государств современного мира строятся и функционируют на базе конституций. Конституция – это система зафиксированных в специальном документе относительно стабильных правил, которые определяют устройство государства, принципы е ...

Самоидентификация как представителя среднего класса
Почти половина населения (66,2% по данным Левада-Центра, 2007 г.) отождествляет себя со средним классом – то есть более или менее довольны жизнью. Желание быть средним по-человечески понятно. В России это еще и определенная гарантия безоп ...

Модернизационная концепция. С. Хантингтона
Среди наиболее авторитетных и популярных теорий насилия находится и модернизационная концепция. С. Хантингтона Насилие является результатом отставания во времени процесса развития жизнеспособных политических институтов от процессов соци ...

Категории сайта


© 2011-2024 Copyright www.generalsociology.ru