Социализация человека осуществляется широким набором универсальных средств, содержание которых специфично для того или иного общества, того или иного социального слоя, того или иного возраста социализируемого. К ним можно отнести:
- способы вскармливания младенца и ухода за ним;
- формируемые бытовые и гигиенические умения;
- окружающие человека продукты материальной культуры;
- элементы духовной культуры (от колыбельных песен и сказок до скульптур);
- стиль и содержание общения;
- методы поощрения и наказания в семье, в группах сверстников, в воспитательных и иных социализирующих организациях;
- последовательное приобщение человека к многочисленным видам и типам отношений в основных сферах его жизнедеятельности – общении, игре, познании, предметно-практической и духовно-практической деятельностях, спорте, а также в семейной, профессиональной, общественной, религиозной сферах [11, с. 11].
Развиваясь, индивид ищет и находит ту среду, которая для него в наибольшей степени комфортна, поэтому он может «мигрировать» из одной среды в другую.
По мнению И. А. Карпюк и М. Б. Черновой, отношение человека к внешним социальным условиям его жизни в социуме имеет характер взаимодействия. Человек не только зависит от социальной среды, но и своими активными действиями видоизменяет, а вместе с тем и развивает самого себя.
Социальная среда выступает как макросреда (в широком смысле), т.е. социально-экономическая система в целом, и микросреда (в узком смысле) — непосредственное социальное окружение.
Социальная среда является, с одной стороны, одним из важнейших факторов, ускоряющим или сдерживающим процесс самореализации личности, с другой стороны, необходимым условием успешного развития этого процесса. Отношение среды к человеку определяется тем, насколько его поведение соответствует ожиданиям среды. Поведение человека во многом определяется тем, какую позицию он занимает в обществе. Индивид в обществе может занимать одновременно несколько позиций. Каждая позиция предъявляет человеку определенные требования, то есть права и обязанности, и называется социальным статусом. Статусы могут быть врожденными и приобретенными. Статус определяется поведением человека в обществе. Это поведение называется социальной ролью. В процессе становления и развития личности могут освоиться позитивные и негативные социальные роли. Освоением личности ролевого поведения, обеспечивающего ему успешную включенность социальных отношений. Этот процесс приспособления к условиям социальной среды называется социальной адаптацией [7].
Таким образом, социальная среда оказывает большое влияние на социализацию личности посредством социальных факторов. Также можно отметить, что человек не только зависит от социальной среды, но и своими активными действиями видоизменяет, а вместе с тем и развивает самого себя. А способом гармонизации индивида со средой является стратегия социальной адаптации.
Полезная информация
Применение прикладной социологии. Прикладная
социология и менеджмент
Прикладная социология на службе у бизнеса — не только настоящее, в котором приходится жить нынешнему поколению отечественных социологов. Это еще и общемировой путь развития науки, на который давно и прочно вступили передовые страны. Это ...
Основные направления работы с различными группами населения
Для повышения эффективности и результативности социальной работы большое значение имеет учет специфики социального положения, потребностей и интересов различных групп населения, данные которого используются органами социальной защиты, соц ...
Подбор сотрудников для аутрич-работы
Решение о том, кто будет заниматься аутрич - работой, зависит от местной ситуации, возможностей организации принимать на работу людей из различных групп, и от видения того, как работа сможет достичь наилучших результатов.
Один из самых в ...