CorrectSociology

Специфика отраслей третичного сектора

Резкий рост сферы услуг и ее доминирующая роль в большинстве крупных городов требует достаточно подробного изучения относящихся к ней видов деятельности. В связи с этим необходимо конкретизировать само понятие обслуживания и, опираясь на него, уточнить понятие отрасли услуг. Для этого следует рассмотреть специфические черты услуг.

Продукция нематериальна, процесс производства предполагает близость или тесное взаимодействие между мастером и клиентом, при этом возможна даже ситуация совместного достижения результатов. Конечный продукт не поддается хранению и транспортировке. Однако эти принципы не всегда применимы к ситуациям, возникающим в отраслях, относимых обычно к третичному сектору. Некоторые продукты этих отраслей транспортабельны. Некоторые виды обслуживания воздействуют на «осязаемые» объекты, которые они материально преобразуют или пространственно перемещают. Близость к клиенту или взаимодействие с ним не всегда обязательны.

Границы этого сектора с трудом поддаются уточнению. По сравнению с промышленностью можно отметить множественность мелких подотраслей, часто менее крупные инвестиции, крайнее разнообразие видов деятельности. Именно этим легко объясняются попытки выделения из него в отдельный сектор специфических видов обслуживания. Предлагают различные принципы разбиения отраслей услуг на группы, перекрестное наложение подобных разбиений обеспечивает весьма детализированную классификацию отраслей. Знание конкретного класса, к которому относится отрасль, дает достаточно подробное ее описание. Часто предлагают следующие дихотомические принципы разбиения:

1. Производство услуг общественного или коллективного нерыночного типа - Производство услуг рыночного типа.

2. Производство традиционных услуг - Современные услуги.

3. Обычные услуги — Редкие услуги.

4. Предоставление услуг производственного характера - Производство услуг, связанных с потреблением.

5. Производство услуг, играющих роль лидеров экономического развития - Производство «сопутствующих» услуг, сопровождающих рост населения или другие виды деятельности.

На наш взгляд, заслуживает внимания подход Гадрея, детализирующий само понятие «отношение обслуживания», которое рассматривается как некоторая взаимосвязь между операторами обслуживания и клиентами, возникшая в связи с необходимостью разрешения некоторых проблем клиента. Соответственно различается объект обслуживания, далее называемый «носитель услуги» Н, деятельность по обслуживанию -операция трансформации состояния некоторого объекта-носителя Н, «используемого» клиентом К, осуществляемая оператором обслуживания О по запросу К и нередко вместе с ним.

При этом для большинства услуг характерно также, что процесс обслуживания не завершается производством товаров, поддающихся транспортировке, отдельно от материального носителя Н.

Полезная информация

Гендерные стереотипы
Термин «гендер» употребляется социологами и психологами для обозначения социокультурных отличий в поведении двух биологических полов – мужского и женского. Традиционным понятиям пола научные работники пользуются, чтобы отметить морфологич ...

Дополнительное пенсионное обеспечение через негосударственные пенсионные фонды
Когда пенсионная реформа еще только начиналась и мало, кто еще представлял, с какого момента она начнет в полной мере вызывать интерес у застрахованных, прогнозировалось, что реформа «пойдет в массы» с момента рассылки извещений о состоян ...

Социальная типология личности
Понятие личности – одно из главных в социологии, т.к. в рамках микроуровня человеческого познания, человек является главным субъектом. Отсюда целый ряд понятий, используемых в социологии для анализа. Эти понятия – человек, индивид, личнос ...

Категории сайта


© 2011-2024 Copyright www.generalsociology.ru