CorrectSociology

Объект, предметная область и задачи социологии предпринимательства

Как было отмечено выше, социология предпринимательства – это междисциплинарная теория, она прибывает на стыке нескольких наук. Наиболее четко проявляется ее связь с социологией и экономикой.

Социология связанна с предпринимательством как с социальным феноменом. Изучает его как нестандартное новаторское поведение и деятельность больших и малых социальных групп и слоев населения.

Объектом социологии предпринимательства является когорта предпринимателей, как специфическая функционально-статусная социальная группа. Предмет же этой дисциплины можно определить как особенности институционализации предпринимательства в рамках современных социальных процессов.

В социологии существует два основных подхода к изучению предпринимательства: функциональный и структурный.

Функциональный подход, основанный Йозефом Шумпетером, является наиболее предпочтительным при проведении прикладных социологических исследований и сегодня, хотя, как отмечает В. В. Радаев, довольно трудно реализуемым, поскольку предпринимательская функция в шумпетеровском понимании неустойчива и ограничена по времени. Поэтому с позиций функционального подхода говорить о существовании “социальной группы предпринимателей” неправомерно. Предпринимателей в социальной структуре нашего общества скорее можно определить как некую серийную группу — постоянно обновляющуюся, текучую, беспредельно подвижную, состоящую из не связанных между собой, непрерывно меняющихся, изолированных единичных индивидов.

Другой возможный подход к анализу группы предпринимателей — структурный, который определяет место предпринимателей в социально-экономической структуре и в системе экономических институтов. Данный подход дает четкие критерии для построения выборки (статусные характеристики — возраст, пол, образование, национальность, семейное положение; каналы регулирования предпринимательской группы; позиция предпринимателя на предприятии), не теоретической “чистоты” не обещает, поскольку человек, по статусу относящийся к предпринимательскому корпусу, может на протяжении всей своей трудовой жизни ни разу не осуществить предпринимательскую функцию.

Эти подходы выводят нас на один из важнейших вопросов социологии предпринимательства – кто есть предприниматель?

В социологическом аспекте предпринимателя можно представить по-разному – это не только человек, обладающий определенным социальным статусом и исполняющий в обществе некую функцию, это еще и вид социального поведения, тип личности, что обладает определенными умениями и навыками, наконец, предпринимательство есть определенная культурная форма.

Основные задачи социологии предпринимательства видятся следующими:

- анализ основных классических концепций теории предпринимательства;

- определение границ бизнес слоя, его внутренней структуры, этапов становления и социальной базы;

- рассмотрение феномена этнического предпринимательства;

- показать роль религии и государства в становлении и развитии предпринимательства;

- выявить специфику отечественного предпринимательства на основе сопоставления с опытом иных стран, а также влияние украинского менталитета на формирование предпринимательской этики.

Полезная информация

Причины безработицы.
Безработица как экономическая категория является отражением сложности процесса согласования предложения рабочей силы со спросом на нее. Этот процесс, если его рассматривать в масштабах страны напрямую зависит от того, на сколько обширна т ...

Добро и зло
Говоря о деяниях Бога, мыслители подчеркивали его всеблагость. Но в мире творится и зло. Почему Бог допускает зло? Августин доказывал, что все сотворенное Богом в той или иной мере причастно к абсолютной доброте – всеблагости Бога: ведь ...

Социальный прогресс
Социальный прогресс - это последовательное восхождение к более сложным формам общественной жизни, которое осуществляется в результате разрешения противоречий, развертывающихся на предыдущих этапах и фазах общественного развития. Механизм ...

Категории сайта


© 2011-2024 Copyright www.generalsociology.ru