Как показывает практика, преодоление бездомности в условиях нынешней рыночной экономики - сложная, трудноразрешимая задача. Репрессивная политика в этой области совершенно неэффективна. Кардинальное решение данной задачи возможно только на основе преодоления кризиса в экономике, социальной сфере и дальнейшего развития всего общественного организма.
Со всей уверенностью можно предположить, что предпринимаемые федеральными властями попытки выявления неплатежеспособных обладателей «лишних» квадратных метров, повсеместное введение 100% оплаты за жилье, коммунальные услуги и энергоносители, как следствие реформы ЖКХ, только увеличат число лиц, попадающих в разряд бомжей.
Государство должно осуществлять меры по ограничению роста числа бездомных. Для этого необходимо предоставить бездомным ночлег, медицинскую помощь, бесплатные юридические консультации и, главное, помощь в трудоустройстве.
Значительная часть усилий по устранению причин бездомности должна быть связана с принятием законов, защищающих их права и интересы. При отсутствии таковых бездомные постоянно будут попадать в замкнутый порочный круг беличьего колеса, в котором при невозможности устроиться на работу и отсутствии прописки, им негде жить, так как нет работы, а работы нет, так как жить негде.
До сих пор проблемы социальной помощи этой группы населения на государственном уровне решаются, локально, без координации усилий и строгого соблюдения законодательства и прав. Не определен статус бездомного. Нет сколько-нибудь четко сформулированной государственной политики по отношению к бездомным. Федеральной программы по решению проблем бомжей тоже пока нет. Муниципалитеты и благотворительные организации пытаются работать со следствиями бездомности - накормить, одеть, пустить переночевать, иногда возможность заработать на жизнь. Работать же с причинами бездомности под силу только государству.
Универсальных рецептов в решении социально значимых проблем бомжей нет и быть не может. Но ясно одно: они должны быть под такой же защитой государства и органов социальной защиты, а значит, закона, как и остальные группы риска. Стремление государства проводить «социально-трудовую реабилитацию» исключительно авторитарными и карательными методами до крайности минимизирует возможности бездомных.
Полностью победить бездомность невозможно, но снизить ее до социально терпимого, приемлемого уровня вполне реально, нужна лишь политическая воля. Именно социальный, а не милицейский подход к бездомным должен стать основой для новой идеологии помощи и социально-трудовой адаптации этой категории населения.
Органы социальной защиты и практические социальные работники вместе с общественными и правозащитными организациями должны играть свою специфическую роль в процессе формирования более гуманной и справедливой политики, направленной на защиту жизненно важных интересов людей, оказавшихся в столь экстремальной ситуации. В средних и высших учебных заведениях нужно расширять подготовку квалифицированных социальных работников, специализирующихся на работе с бомжами.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Укрупненная группировка граждан без определенного места жительства в Российской Федерации
[2]
№ |
Категории |
Основные характеристики и социально-экономический статус |
Основные направления государственной политики |
Лица без определенного места жительства, из них | |||
1. |
Лица, фор-мально не имеющие прописки (регистрации) |
Как правило, не имеют постоянного места работы, живут за счет случайных приработков и сбора подаяний, не регистрируясь в качестве безработных, не имеют социально-экономических установок, асоциализированы |
Система мероприятий по локализации и недопуще-нию роста масштабов явления. Сегментация группы на основе результатов профилиза-ции ее представителей, социализация за счет подбора адекватных воз-можностей и мотивации лиц, входящих в группу мест приложения труда |
2. |
Лица, формально имеющие прописку (регистрацию), но не имеющие возможности (намерений) проживать по месту последней, в т.ч. | ||
2.1. |
- в силу фактической невозможности |
Во многом совпадает с характеристиками предыдущей группы. Для части лиц, входящих в данную подгруппу, характерны намерения вернуться к нормальному образу жизни и в связи с этим – конкретные социально-экономические мотивации и установкой |
Сегментация подгруппы, проведение мероприятий, предусмотренных для группы 1, индивиду-альная работа с гражда-нами подгруппы, имею-щими четкие намерения к социализации. Создание специальных рабочих мест для них (возможно – в рамках самой системы социализации лиц БОМЖ) |
2.2. |
- в силу отсутствия намерений, включая: | ||
2.2.1. |
- граждан России |
Четкая ориентация |
Контроль за работодате-лями в области соблюдения прав Трудового кодекса РФ |
2.2.2. |
- не граждане России |
То же |
Регулирование внешней трудовой миграции |
Полезная информация
Определение и строение общества
Общество - это совокупность всех способов взаимодействия и форм объединения людей, имеющую общую территорию, общие культурные ценности и социальные нормы. Общество - это термин, обозначающий коллективистскую целостность населения конкретн ...
Подростковый возраст
В большинстве стран подростковый период не рассматривается как социально значимый в жизненном цикле индивида. Хотя все молодые люди претерпевают физиологические изменения, связанные с половым созреванием, детям часто приходится брать на с ...
Программа социологического исследования
Подготовка и разработка программы
Подготовка социологического исследования непосредственно начинается не с составления анкеты (к чему зачастую прибегают малокомпетентные исследователи), а с разработки его программы, состоящей из двух раз ...