CorrectSociology

Заключение
Страница 1

Как показывает практика, преодоление бездомности в условиях нынешней рыночной экономики - сложная, трудноразрешимая задача. Репрессивная политика в этой области совершенно неэффективна. Кардинальное решение данной задачи возможно только на основе преодоления кризиса в экономике, социальной сфере и дальнейшего развития всего общественного организма.

Со всей уверенностью можно предположить, что предпринимаемые федеральными властями попытки выявления неплатежеспособных обладателей «лишних» квадратных метров, повсеместное введение 100% оплаты за жилье, коммунальные услуги и энергоносители, как следствие реформы ЖКХ, только увеличат число лиц, попадающих в разряд бомжей.

Государство должно осуществлять меры по ограничению роста числа бездомных. Для этого необходимо предоставить бездомным ночлег, медицинскую помощь, бесплатные юридические консультации и, главное, помощь в трудоустройстве.

Значительная часть усилий по устранению причин бездомности должна быть связана с принятием законов, защищающих их права и интересы. При отсутствии таковых бездомные постоянно будут попадать в замкнутый порочный круг беличьего колеса, в котором при невозможности устроиться на работу и отсутствии прописки, им негде жить, так как нет работы, а работы нет, так как жить негде.

До сих пор проблемы социальной помощи этой группы населения на государственном уровне решаются, локально, без координации усилий и строгого соблюдения законодательства и прав. Не определен статус бездомного. Нет сколько-нибудь четко сформулированной государственной политики по отношению к бездомным. Федеральной программы по решению проблем бомжей тоже пока нет. Муниципалитеты и благотворительные организации пытаются работать со следствиями бездомности - накормить, одеть, пустить переночевать, иногда возможность заработать на жизнь. Работать же с причинами бездомности под силу только государству.

Универсальных рецептов в решении социально значимых проблем бомжей нет и быть не может. Но ясно одно: они должны быть под такой же защитой государства и органов социальной защиты, а значит, закона, как и остальные группы риска. Стремление государства проводить «социально-трудовую реабилитацию» исключительно авторитарными и карательными методами до крайности минимизирует возможности бездомных.

Полностью победить бездомность невозможно, но снизить ее до социально терпимого, приемлемого уровня вполне реально, нужна лишь политическая воля. Именно социальный, а не милицейский подход к бездомным должен стать основой для новой идеологии помощи и социально-трудовой адаптации этой категории населения.

Органы социальной защиты и практические социальные работники вместе с общественными и правозащитными организациями должны играть свою специфическую роль в процессе формирования более гуманной и справедливой политики, направленной на защиту жизненно важных интересов людей, оказавшихся в столь экстремальной ситуации. В средних и высших учебных заведениях нужно расширять подготовку квалифицированных социальных работников, специализирующихся на работе с бомжами.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Укрупненная группировка граждан без определенного места жительства в Российской Федерации

[2]

Категории

Основные характеристики и социально-экономический статус

Основные направления государственной политики

Лица без определенного места жительства, из них

 

1.

Лица, фор-мально не имеющие прописки (регистрации)

Как правило, не имеют постоянного места работы, живут за счет случайных приработков и сбора подаяний, не регистрируясь в качестве безработных, не имеют социально-экономических установок, асоциализированы

Система мероприятий по локализации и недопуще-нию роста масштабов явления. Сегментация группы на основе результатов профилиза-ции ее представителей, социализация за счет подбора адекватных воз-можностей и мотивации лиц, входящих в группу мест приложения труда

2.

Лица, формально имеющие прописку (регистрацию), но не имеющие возможности (намерений) проживать по месту последней, в т.ч.

2.1.

- в силу фактической невозможности

Во многом совпадает с характеристиками предыдущей группы. Для части лиц, входящих в данную подгруппу, характерны намерения вернуться к нормальному образу жизни и в связи с этим – конкретные социально-экономические мотивации и установкой

Сегментация подгруппы, проведение мероприятий, предусмотренных для группы 1, индивиду-альная работа с гражда-нами подгруппы, имею-щими четкие намерения к социализации. Создание специальных рабочих мест для них (возможно – в рамках самой системы социализации лиц БОМЖ)

2.2.

- в силу отсутствия намерений, включая:

2.2.1.

- граждан России

Четкая ориентация

Контроль за работодате-лями в области соблюдения прав Трудового кодекса РФ

2.2.2.

- не граждане России

То же

Регулирование внешней трудовой миграции

Страницы: 1 2

Полезная информация

Определение и строение общества
Общество - это совокупность всех способов взаимодействия и форм объединения людей, имеющую общую территорию, общие культурные ценности и социальные нормы. Общество - это термин, обозначающий коллективистскую целостность населения конкретн ...

Подростковый возраст
В большинстве стран подростковый период не рассматривается как социально значимый в жизненном цикле индивида. Хотя все молодые люди претерпевают физиологические изменения, связанные с половым созреванием, детям часто приходится брать на с ...

Программа социологического исследования
Подготовка и разработка программы Подготовка социологического исследования непосредственно начинается не с составления анкеты (к чему зачастую прибегают малокомпетентные исследователи), а с разработки его программы, состоящей из двух раз ...

Категории сайта


© 2011-2024 Copyright www.generalsociology.ru