CorrectSociology

Правовые основы разрешения национальных конфликтов
Страница 1

В настоящей конституции РФ говорится о равенстве прав и свобод граждан, независимо от пола, расы, национальности, языка, отношения к религии. «Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности»[8] (статья 19), то есть предусматривается, что государство должно создавать для народов равные социальные и политические условия, позволяющие сохранять и развивать свою культуру.

Основное достижение российской национальной политики 90-х годов XX века состоит в разработке “Концепции государственной национальной политики Российской Федерации”, которая была одобрена Постановлением Правительства России в мае 1996 года и утверждена Указом Президента России № 909 от 15 июня 1996 года. В этой концепции выделяются такие узловые проблемы, которые требуют решения:

1) развитие федеративных отношений, обеспечивающих гармоничное сочетание субъектов РФ и целостности российского государства;

2) развитие национальных культур и языков народов России, укрепление духовной общности россиян;

3) обеспечение политической и правовой защищенности малочисленных народов и национальных меньшинств;

4) достижение и поддержка стабильного, прочного межнационального мира и согласия на Северном Кавказе;

5) поддержка соотечественников, проживающих в странах СНГ и Балтии, содействие развитию связей с нашими соотечественниками из стран ближнего зарубежья;

В целом концепция государственной национальной политики имеет прогрессивный характер, но и отличается половинчатостью, неопределенностью, что сужает ее возможности в плане урегулирования и решения многообразных этнических проблем, а в некоторых ситуациях даже усугубляет их. Существует тенденция подмены национальной политики решением конфликтных проблем на межнациональной почве. Но национальная политика в принципе не может быть направленной на решение проблем сегодняшнего дня, быть мерами временного характера, пусть и актуальными для страны.

Концепция сыграла важную роль в оздоровлении межнационального климата, построении гармоничного гражданского общества на принципах равноправия народов. Многие предусмотренные ею задачи выполнены: создана правовая база для регулирования федеративных и национальных отношений; внедрен институт национально-культурной автономии, позволяющий гражданам Российской Федерации, принадлежащим к различным национальным общностям, в частности, малочисленным, решать вопросы сохранения и развития своей самобытности, традиций, языка, культуры, образования.

Отдельные задачи, предусмотренные Концепцией, сохраняют свою актуальность и по сей день, оставаясь нереализованными. Так, не разрабатываются и не финансируются предусмотренные Концепцией федеральные и региональные программы, направленные на национальное развитие и расширение межнационального сотрудничества народов Российской Федерации.

Реализующаяся в настоящее время в России концепция государственной национальной политики составляет теоретическую основу государственного регулирования межнациональных отношений.

Однако принятие базового федерального закона в сфере национальной политики затягивается. Если ранее его отсутствие частично компенсировалось наличием Концепции государственной национальной политики, то со временем ее актуальность становится все менее значимой, а потребность разработки и принятия закона об основах национальной политики – очевидной.

Помимо данной Концепции в сфере национальной политики реализуются такие законы как: Федеральный закон от 17 июня 1996 г. N 74-ФЗ "О национально-культурной автономии", в котором определяются правовые основы национально-культурной автономии в Российской Федерации, создаются правовые условия взаимодействия государства и общества для защиты национальных интересов граждан Российской Федерации в процессе выбора ими путей и форм своего национально-культурного развития. Раскрывается понятие национально-культурной автономии как объединение граждан, относящих себя к определенной этнической общности, находящейся в ситуации национального меньшинства на соответствующей территории, на основе их добровольной самоорганизации в целях самостоятельного решения вопросов сохранения самобытности, развития языка, образования, национальной культуры. Национально-культурной автономии предоставляются гарантии поддержки со стороны органов государственной власти, даются права на создание собственных средств массовой информации, образовательных учреждений, на участие в международных неправительственных организациях.

Страницы: 1 2

Полезная информация

Образ политического лидера в современной России: социологический анализ
В настоящее время в нашей стране происходит процесс смены политических элит, появляются новые политические лидеры. В связи с этим, актуальным представляется вопрос о том, какие личностные характеристики новых политических лидеров представ ...

Организационно-методологические понятия
1. Выборка Выборка является базовым уровнем проводимых исследований. Необходимо отметить, что данные, полученные от выборки, скорее всего не будут в точности соответствовать данным, которые можно было бы получить от всех единиц совокупно ...

Социальные изменения
Долгие годы в отечественной социологии термин «социальные изменения» не употреблялся. В общественных науках и в практической политике у нас культивировалось понятие «социальное развитие» , обозначающее лишь определенный вид социальных изм ...

Категории сайта


© 2011-2024 Copyright www.generalsociology.ru