CorrectSociology

Становление научной школы в социальной работе
Страница 1

Первые практические шаги в области теоретического осмысления социальной работы были предприняты феминистками во многих странах западного мира — Алисой Соломон в Германии, Марией Гахери во Франции, Елизаветой Фрай в Англии, Джейн Адаме в США.

Но наибольших успехов в области теоретических исследований добилась М. Ричмонд, описавшая метод индивидуальной работы с нуждающимися. Ее подход формировался на основе медицинских методов, бихевиористической школы психологии, психоанализа З. Фрейда.

Одной из первых книг М. Ричмонд в области теории социальной работы стал фундаментальный труд «Дружеский визит к беднякам: руководство для работающих в благотворительных организациях». Помощь и поддержка нуждающихся осмысляется ею как дружеская акция одного субъекта по отношению к другому. При этом воздействие направлено не только на нуждающегося, но и на изменение отношения социального окружения, как правило, негативного к людям, испытывающим бедность и нищету.

В 1917 г. выходит книга «Социальные диагнозы», в которой М. Ричмонд описала теоретические и методологические основы индивидуальной социальной работы. В «Социальных диагнозах» суммируется предшествующий опыт и определяются основы научного подхода к индивидуальной работе.

Обращаясь к практике индивидуальной работы, М.Ричмонд разрабатывает оригинальный метод, позволяющий анализировать социальные и психологические проблемы клиента. В теорию социальной работы вводится терминология из медицинской практики, такая, как «диагноз», «лечение», «клиент», но с новым семантическим значением. Впоследствии данная модель социальной работы будет идентифицироваться как «медицинская модель» индивидуальной работы.

Выделив общественные и личные ситуации в качестве приоритетных проблемных областей познания в социальной работе, М. Ричмонд считала, что социальная работа — это «искусство помощи», своеобразно определив процесс взаимодействия социального работника и клиента «как использование здравого смысла в бессмысленной ситуации».

Согласно концепции М. Ричмонд, вмешательство со стороны социального работника могло осуществляться директивным и недирективным лечебным методом. «Директивное лечение» осуществлялось в непосредственном взаимодействии — «ум на ум». Под этим термином исследовательница понимает сложную процедуру взаимодействий, которые включали в себя: доверительные отношения, определенные позитивные чувства, которые должны возникать между социальным работником и клиентом, активизацию клиента для решения его собственных проблем. Доминирующими техниками в этой связи выступают внушение, убеждение, дискуссии, а также личностные характеристики социального работника: искренность, честность, участливость.

«Недерективное воздействие» сводилось к тому, что процесс помощи сосредоточивался на окружении клиента, на изменении среды его обитания. Цель взаимодействия клиента с социальным работником состояла в том, чтобы клиент получил объективную картину собственной ситуации, личностных и социальных зависимостей, отношений в социальных институтах и сообществе в целом, осложняющих его социальное функционирование.

В индивидуальной работе с клиентом в «Социальных диагнозах» прослеживается отход М. Ричмонд от метода морального убеждения и этических альтернатив и намечается переход к методам социально-психологического воздействия и взаимодействия. Впервые здесь описывается процесс взаимодействия социального работника и клиента. Процесс предстает как определенная последовательность действий, как процедура, подчиненная определенной логике, выражающаяся в системном подходе к клиенту. Впоследствии эта процедура оформляется в метод индивидуальной работы, ставший основополагающим в технологиях социальной работы.

Принципы индивидуального подхода, разработанные М. Ричмонд, получают рекомендации Христианского общественного союза не только для работы с иммигрантами, лицами девиантного поведения, но и для клиентов «с различными культурными и жизненными стилями». Разработанные исследовательницей принципы начинают применяться в работах с группами и общностями.

Страницы: 1 2 3 4

Полезная информация

Гендерные стереотипы
Термин «гендер» употребляется социологами и психологами для обозначения социокультурных отличий в поведении двух биологических полов – мужского и женского. Традиционным понятиям пола научные работники пользуются, чтобы отметить морфологич ...

Трудовые пенсии по старости
К характерным признакам трудовой пенсии по старости, отличающим ее от других видов трудовых пенсий, относят: денежную форму выплаты; регулярность выплаты (ежемесячно); назначение при достижении гражданином законом определенного возраста; ...

Фазы и этапы социализации личности
Процесс социализации личности состоит из трех фаз. В первой происходит адаптация индивида, т. е. осваивая различные социальные нормы и ценности, он должен научиться быть как все, уподобиться всем, «потерять» на время свою личность. Вторая ...

Категории сайта


© 2011-2024 Copyright www.generalsociology.ru