CorrectSociology

Становление научной школы в социальной работе
Страница 3

Функциональная школа в основу своих теоретических построений поставила не диагноз, а процесс взаимодействия социального работника и клиента. По мнению представителей этой школы, наиболее важным во взаимодействии социального работника и клиента является процесс как форма и средство изменения ситуации. Функциональная школа базировалась на принципах синхронического подхода «здесь и теперь», когда в процессе взаимодействия социального работника и клиента актуализируется настоящий опыт клиента, его чувства и эмоциональные переживания. Отсюда основная задача виделась в том, чтобы помощь была осознана и принята клиентом. В этом случае между социальным работником и клиентом устанавливаются другие взаимоотношения: они становятся партнерами и несут равную ответственность за изменение ситуации. Главное направление данной теоретической мысли виделось в создании и развитии техник и методов помощи клиенту.

Далее, в 1930—1945 гг. происходит развитие методов индивидуальной работы в диагностической и функциональной школах, проходят научные дискуссии о приоритетах в методах поддержки нуждающихся, формируются подходы к групповой социальной работе и работе в общине.

Дальнейшее развитие диагностических подходов связано с деятельностью Г. Гамильтон, которая расширяет понятие «диагноз» и дает его новую трактовку сообразно тенденциям в социальной работе. Диагноз как основа метода переосмысляется, и теперь он воспринимается не как установка к действию, а как рабочая гипотеза для понимания личности клиента, его ситуации и его проблемы.

Диагностическая школа ставила перед собой следующие задачи:

•применение модели предвидения в социальной работе с клиентом;

•повышение действенности применительно к случаю;

•определение процедур поддержки в самой модели.

Полемика между диагностической и функциональной школой относительно приоритетов в методах поддержки продолжалась достаточно долго. Функциональная школа базировалась на психологии развития и философии экзистенциализма. Предшествующие события жизни клиента не играли какой-то роли, а социальный работник выступал как помощник, облегчающий и регулирующий взаимоотношения клиента с окружающими, повышающий и развивающий не проявленный потенциал клиента. Диагностическая же школа поставила на центральное место не клиента, а социального работника и ряд процедур: диагностику проблемы, предписания, план лечения.

В 1957 г. было опубликовано исследование Ф. Бистека, где осмыслялись взаимодействия социального работника и клиента. Взаимодействия в методах индивидуальной работы он представил в виде системы динамических интеракций между социальным работником и клиентом, направленных на достижение клиентом саморегулирования и развития.

Хелен Харрис Перлман синтезировала подходы диагностической и функциональной школы, предложив в качестве новой модели индивидуальной работы «метод решения проблем». Тем самым психосоциальное лечение и функциональный подходы были синтезированы и получили свое дальнейшее развитие в практике социальной работы.

Основной подход Х.Х. Перлман основывается на том, что процесс помощи складывается из двух главных компонентов: процесса помощи и личностных ресурсов индивида. Рассматривая разрешение проблем клиента в узком смысле, на уровне его запроса, исследовательница предлагает развивать мотивацию клиента, его способности к деятельности, расширять его личностные ресурсы. Важнейшими понятиями ее теории являются место, проблема, процесс, ресурсы.

Под проблемой понимается ситуация, при которой индивид не в состоянии самостоятельно реализовать свои потребности, что осложняет его социальное функционирование. Под процессом — повторяющаяся последовательная модель деятельности, приводящая к изменению в нужном направлении проблемы клиента. Процесс осуществляется через серию целенаправленных действий в субъект — субъектном взаимодействии социального работника и клиента.

Позднее теория социальной работы начинает оформляться как направления различных международных школ в рамках единого информационного и идеологического профессионального пространства.

Страницы: 1 2 3 4

Полезная информация

Особенности и функции современной семьи. Функции семьи и их взаимосвязь
Основное назначение семьи – удовлетворение общественных, групповых и индивидуальных потребностей. Являясь социальной ячейкой общества, семья удовлетворяет ряд его важнейших потребностей, в том числе и в воспроизводстве населения В то же в ...

Понятие культуры
В XVIII веке смысл слова «культура» расширился настолько, что распространился на духовную сферу, и это слово постепенно приобрело целый спектр разнообразных значений. Специфика каждой области знания накладывает свой отпечаток на то, какой ...

Анализ и интерпретация
В задачи работы входит построение кластерной модели социально-экономического положения по регионам РФ. Требуется выделить группы регионов, имеющих схожую, однородную социально-экономическою обстановку. Таким образом, исходными данными дол ...

Категории сайта


© 2011-2024 Copyright www.generalsociology.ru