CorrectSociology

Понятие социологической анкеты
Страница 1

Для того чтобы чётко определить уровень жизни в обществе и понять, как люди относятся к такому понятию как деление на «бедных и богатых» поможет проведение анкетирования среди разных слоёв общества.

Анкета

– самое распространенное орудие исследования при сборе данных. В широком смысле анкета – это ряд вопросов, на которые опрашиваемый должен дать ответы. Анкета – инструмент очень гибкий в том смысле, что вопросы можно задавать множеством разных способов. Анкета требует тщательной разработки, опробования, и устранения выявленных недостатков до начала ее широкого использования, т. к. в небрежно подготовленной анкете всегда можно найти целый ряд ошибок. В ходе разработки анкеты исследователь вдумчиво отбирает вопросы, которые необходимо задать, выбирает форму этих вопросов, их формулировки и последовательность.

Анкетирование –

один из основных видов опроса, осуществляемого путем опосредованного общения социолога и респондента.

Различают следующие виды анкетирования:

1.

по способу общения между исследователем и опрашиваемым:

– прессовый (вопросник печатают в газете, журнале);

– почтовый (рассылают анкеты по почте)

– раздаточный (анкетер раздает их группе респондентов).

В первых двух случаях (заочное анкетирование) нет непосредственного контакта с респондентом. В третьем случае (очное анкетирование) анкетер выступает в качестве инструктора по заполнению анкет, раздатчика анкет, однако анкета заполняется респондентом самостоятельно.

2.

по месту проведения:

– по месту жительства

– по месту работы или учебы.

В последнем случае оно может быть групповым (или аудиторным);

3.

по уровню стандартизации:

– полностью стандартизированным

– частично стандартизированным.

Этот вид анкетирования определяется характером вопросов (закрытыми или полузакрытыми).

Анкетирование имеет как достоинства (оперативность, экономия средств и времени и др.), так и недостатки, связанные с субъективностью получаемой информации, ее достоверностью и т. д. Поэтому анкетирование необходимо сочетать с другими методами сбора первичной информации.

Правила составления анкет

Основные принципы построения анкеты состоят в следующем:

Первый принцип:

Учет особенностей восприятия респондентом текста анкеты – ведущий принцип, из которого следуют и все другие требования к ее построению.

Второй принцип:

непременный учет специфики культуры и практического опыта опрашиваемой аудитории. Это требования, касающиеся общей структуры опросного листа. Например, при опросах рабочих вряд ли разумно пространно объяснять научные цели проводимой работы. Лучше подчеркнуть ее практическую значимость. Опрашивая же экспертов, следует указать и практические, и научные цели исследования.

Третий принцип

: вытекает из того, что одни и те же вопросы, расположенные в разной последовательности, дадут разную информацию. Например, если сначала поставить вопрос об уровне удовлетворенности какой-то деятельностью и ее условиями (труда, быта и т. п.), а затем – вопросы на оценку частных особенностей деятельности (удовлетворенность содержанием работы, заработком, бытовым обслуживанием и прочее), то общие оценки будут влиять на частные, снижая (или, напротив, повышая) их независимо от специфики того или иного аспекта общей ситуации.

В таком случае следует частные вопросы ставить первыми, обобщающий – в конце соответствующего «блока», предваряя фразой: «А теперь просим Вас оценить в целом, в какой мере вы удовлетворены…чем-либо» и т. д. Оценка частных условий труда, быта и прочее предваряет общую, заставляет респондента более ответственно подойти к итоговой оценке, помогает разобраться в собственных настроениях.

Четвертый принцип

: – смысловые «блоки» опросного листа должны быть примерно одного объема. Доминирование какого-то «блока» неизбежно сказывается на качестве ответов по другим смысловым «блокам». Например, в анкете об образе жизни, детально расспрашивая об условиях труда, а затем, уделяя 2 – 3 вопроса условиям быта, мы заведомо даем понять респонденту, что первое важнее, и тем самым оказываем на него давление. Несогласные с такой позицией исследователей, возможно, неумышленно будут снижать оценки по блоку «работа», а заодно – и по другим аспектам тематики опроса.

Страницы: 1 2

Полезная информация

Социальное воспитание детей и молодёжи как особая форма социальной работы на селе
Воспитание – важнейшая функция любого общества. Социальное воспроизводство в новых поколениях тех или иных ценностей способствует самосохранению нации. Воспитание выступает как важнейшее условие социального развития и прогресса общества. ...

Распределения населения по экономическим стратам
Экономическая стратификация была построена на основе аналитической шкалы, группирующей население по уровню дохода. Была использована шкала имеющая 10 страт: 1) до 0,5 ПМ/ПЕ; 2) 0,5-1,0; 3) 1,0-1,5; 4) 1,5-2,5; 5) 2,5-3,5; 6) 3,5-4,5; 7)4, ...

Предупреждение конфликтов между супругами.
В этом пункте приведу некоторые соображения, для профилактики семейных конфликтов. Эти советы делятся на советы для жен и для мужей. А прежде оговорюсь, что эти советы в основном направлены на молодых супругов, а не на семьи со стажем. С ...

Категории сайта


© 2011-2024 Copyright www.generalsociology.ru