CorrectSociology

Социальное воспитание детей и молодёжи как особая форма социальной работы на селе
Страница 1

Воспитание – важнейшая функция любого общества. Социальное воспроизводство в новых поколениях тех или иных ценностей способствует самосохранению нации. Воспитание выступает как важнейшее условие социального развития и прогресса общества.

Воспитание по природе всегда социально, ибо оно призвано служить интересам личности и общества, отвечать целям, задачам его социального развития, соответствовать его историческим, этическим, культурным особенностям, духовным идеалам. В кризисные периоды общественной жизни возрастает роль и значимость социального воспитания. Общество стоит перед необходимостью консолидации общественных сил для противодействия разрушающему влиянию среды, воспитания социальных качеств личности, востребованных в новых условиях. Воспитание как явление общественной жизни нельзя отделить от многообразных проявлений жизни. Оно должно меняться, как меняются все сферы повседневной жизни человека: виды деятельности, потребности, взаимоотношения, общение, культурные запросы. Воспитание призвано всем своим содержанием вооружать подрастающее поколение тем, что необходимо человеку для жизни в обществе, прививать ему необходимые нормы и формы поведения, ценности, идеалы, мировоззренческие позиции, способность самореализации личности.

В разные времена ученые по-разному понимали, а значит, и трактовали социальное воспитание. Одни приравнивали его к социальной педагогике и рассматривали как социальный аспект всякого воспитания. Другие сводили к социальной этике, видя в нем достижение целей нравственного воспитания и социального поведения в духе ответственности перед обществом, т.е. в духе гражданской зрелости. Существовали концепции, согласно которым социальное воспитание считалось учением о партнерстве, призванным воспитывать человека в духе готовности к компромиссу и терпимости к инакомыслящим.

Некоторые ученые рассматривают воспитание наряду с социальным обучением, как форму социальной работы, нацеленную на изменение и формирование личности. В концепции социального воспитания 1990 г., разработанной авторским коллективом под руководством В.Г.Бочаровой и Б.П.Битинас, социальное воспитание рассматривается как педагогически ориентированная и целесообразная система общественной помощи, необходимая подрастающему поколению в период его включения в социальную жизнь [6; 7].

Свое понимание социального воспитания предлагает А.В.Мудрик. Под социальным воспитанием он понимает планомерное создание условий для относительно целенаправленного развития и духовно-ценностной ориентации человека в процессе его социализации [23]. Профессор В.Д.Семенов рассматривает социальное воспитание как вид «духовных отношений». Существуют и другие трактовки этого понятия [21; 22; 24; 46].

Новая парадигма социального воспитания видится в обретении индивидом духовно-нравственной основы, сочетающей гармонию духа, ума и физического здоровья. Как отмечает немецкий ученый профессор Б.Брецинка, для обретения жизнестойкости человеку необходима внутренняя опора – в благожелательной обстановке в семье, малых группах, других общностях, с которыми он имеет дело, а также опора на собственные силы, собственную нравственную жизнестойкость, необходимость отказа от всего негативного, излишнего и важность концентрации усилий на самом существенном, позитивном в мыслях и делах. Внутренняя опора требует подкрепления внешней – надежными жизненными устоями общества, надежными нравственными ориентирами, наличием общественных и индивидуальных идеалов, в которых бы органически сочетались душевные силы человека и знание духовных основ собственной культуры. Отсюда целью социального воспитания является формирование способности личности к активному функционированию в конкретной социально-исторической ситуации, социально-экономических условиях жизни общества, обеспечение полноценного развития этой личности как неповторимой индивидуальности [7].

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Полезная информация

Развитие личности и факторы. Факторы, влияющие на развитие
Духовное богатство личности, ее взгляды, потребности и интересы, направленность и разнообразные способности во многом зависят от того, в каких условиях протекает их формирование в детские и юношеские годы. Родившийся ребенок постепенно ст ...

Понятие и особенности прикладной социологии. Становление прикладной социологии.
Вопрос о том, как практические проблемы превращаются в научные и как, в свою очередь, происходит превращение знания, полученного в ходе исследования, в практические рекомендации, волновал социологов давно. С самого начала своего существов ...

Аграрные общества
Любое общество от первобытной общины охотников до промышленного переворота конца XVIII века можно назвать традиционным аграрным обществом. В экономическом отношении аграрное общество основано на сельском хозяйстве. При этом такое обществ ...

Категории сайта


© 2011-2024 Copyright www.generalsociology.ru