CorrectSociology

Социальный статус

Статус социальный – позиция личности в социальной системе, связанная с принадлежностью к социальной группе. Термин "статус", позаимствованный из правоведения, в социологический оборот ввел английский социолог Г.Д. Мейн.

Человек в социальной системе занимает, как правило, несколько позиций одновременно. В социологии различают статусы приписанные (прирожденные) и достигнутые (приобретенные). Приписанный статус человек получает автоматически – по этническому происхождению, месту рождения, положению семьи, то есть вне зависимости от личных усилий (дочь, бурятка, волжанка, аристократка). Достигнутый статус приобретается усилиями самого человека с помощью тех или иных социальных групп – семьи, бригады, партии и т.д. (писатель, студент, супруг, офицер, лауреат, директор, депутат). Совокупность всех статусов называют статусным набором. Главный статус, определяющий положение личности в обществе, называется интегральным.

Положение в обществе предопределяет главный статус, в основе которого, как правило, лежат должность, профессия. Профессия служит наиболее используемым показателем статусной позиции – вид работы определяет такие "статусные ресурсы" человека, как авторитет, престиж, власть. Иерархия социального статуса фиксируется понятием социального престижа. Престиж отражает значимость той или иной позиции в обществе и социальной общности, группе (престижными могут быть профессии, должности, виды деятельности). Престиж выступает возбудителем желаний, намерений, действий человека. Престиж оценки – регулятором поведения людей, что определяет профессиональную занятость, социальные перемещения, структуру потребления и т.п.

Многие социологи, анализируя развитие общества, заключают, что в современных условиях возрастает престиж коммерческой деятельности, тогда как престиж профессии инженера, врача, учителя несколько снижается, падает и престиж высшего образования, что может в будущем пагубно отразиться на развитии общества. В России в 1990-е годы в число ведущего статуса также стало выдвигаться богатство человека, владение собственностью и финансовыми ресурсами, возможность "красиво жить". Значительная часть молодежи стала рассматривать получение специальности как элемент или ступень в достижении значительного материального достатка.

В этой связи следует отметить значение реальной стартовой позиции индивида, которая влияет на его оценку общества, дает определенную точку зрения на мир, которая во многом определяет дальнейшее поведение. Выходцы из семей с различными социальными статусами имеют неравные условия социализации, неодинаковые возможности для получения образования. Одни люди имеют большие возможности, а другим пути закрыты с самого рождения.

Весь социальный статус личности, которым обладает конкретный человек, существенный образом влияет на его личный статус, характеризует положение человека в первичной ячейке общества в зависимости от того, как оценивается человек. Тем не менее, в личном статусе находится отражение и сугубо личных черт конкретного человека, его авторитета, т.е. степени признания общностью людей личных и деловых качеств. В границах любого социального статуса человек может себя реализовать: например, проявить себя с положительной стороны в любой социальной деятельности (дворника, инженера, педагога и т.п.), в то же время с отрицательной стороны в негативной деятельности.

Важной характеристикой каждого из статусов являются спектр и свобода выбора иных статусов. Всякое индивидуальное решение относительно собственной судьбы заключается в постоянном выборе способов преодоления конкретного социального неравенства и в желании иметь соответствующие условия, обеспечивающие его конкурентоспособность в жизни.

Социальный статус, обеспечивая определенные права и возможности, ко многому обязывает. С помощью статусов упорядочиваются, регламентируются отношения между людьми. Социальные статусы отражаются как во внешнем поведении и облике (одежда, жаргон, манеры), так и во внутренней позиции личности (установки, ценностные ориентации, мотивы). Каждый статус требует и дает людям возможность достижения социальных ожиданий людей или их модификации, если не создает условий реализации данных ожиданий. По Ф. Знанецкому социолог должен брать человеческого индивида не только так, как о "действительно есть" органически и психологически, но как он "сделан" другими и самим собой в их и его собственном опыте социальной жизни. С социологической точки зрения в индивиде первичны его социальная позиция и функция. Органические и психологически особенности индивида есть просто материал, из которого в процессе образования и самообразования формируется социальная личность.

Полезная информация

Схема, отражающая функциональную деятельность социальног педагога
Этапы Задачи Направления Деятельность социального педагога 1. Ориентировочный 1. Формулирование запроса совместно с администрацией; 2. выяснение запроса, определение приоритетных направлений работы, службы и совместны ...

Теоретические подходы к изучению проблемы беспризорности
Первое наиболее полное официальное определение беспризорности можно найти в Большой Советской Энциклопедии, изданной в 1930 г.: «Беспризорные - это несовершеннолетние, лишенные педагогического надзора и попечения и живущие в условиях, вре ...

Участники конфликта
Другой основной элемент социального конфликта — его участники. В конечном счете, конфликта ими всегда выступают индивиды со своими интересами, целями и ценностями. Однако общественная жизнь не сводится к взаимодействию отдельных индивидов ...

Категории сайта


© 2011-2024 Copyright www.generalsociology.ru