CorrectSociology

Подходы к личности клиента в социальной работе
Страница 1

Изучение клиента социальной работы начинается в конце девятнадцатого столетия. Клиент, выступает в зарубежной теории социальной работы в феноменологическом ключе. В том же ключе понятие «клиент» в интерпретации теоретиков социальной работы представляет как знак, развитие которого определяется расширением сфер практики и языковым понятийным сознанием. Поэтому и понятие «клиент» имеет различные толкования на уровнях теории и практики, претерпевают своё – наблюдение и ненаблюдаемое – культурно – историческое изменение. психолог или психотерапевт кого выбрать

Чтобы пояснить эти подходы на конкретном примере, обратимся к истории развития социальной работы в США и динамике изменения слова «клиент».

1912 год. В центре внимания социальных работников – клиент, как правило, эмигрант, живущий в нищете и имеющий проблемы адаптации к новой культуре. Основной задачей социальных работников, приближение их к среднему классу.

1927 год. Происходит изменение субъектности клиента. Им делается клиент, имеющий проблемы с адаптацией в обществе. Действия социальных работников направлены на интеграцию его существования в обществе.

1929-1933 годы. Великая депрессия. Экономический кризис. Нищета становиться острой общественной проблемой. Клиент – малоимущий, либо находится за чертой бедности. Основная задача представление материальных средств.

1946 год. Клиент – представитель среднего класса. Основные проблемы: семья и дискомфортность в семейных отношениях. Семья рассматривается как некая целостность, требующая определённых подходов в осмыслении.

1963 год. Клиент в кругу семейных вопросов. Поиски, возможных путей изменения сценариев жизни семьи и среды её обитания.

1987 год. Клиент – любой субъект, имеющий проблемы. Им может быть индивид, группа, общество. В центре внимания социальных работников – проблема интеграции и нормального функционирования субъекта [26,с.98].

Все эти доминанты являются ситуационными переменными. Типология клиента связана со спецификой его запроса и видом помощи, которую оказывает специалист по социальной работе.

Что касается отечественных специалистов по социальной работе. То они разделили клиентов на, получавших помощь на три большие группы: «агрессоры», «вежливые», «немые».

«Агрессора» - характеризует эмоциональные жестикуляции; его требования заключаются угрозами и разоблачениями.

«Вежливый» в процессе общения и взаимодействия за всё благодарит социального работника, просит извинения за те хлопоты, которые он доставляет.

Поведение «немого» клиента связано с эмоциональной и деятельной сдержанностью. Как правило, он стремиться сократить процесс общения, выражает свои чувства и просьбы невербальными средствами.

У специалистов по социальной работе, которые ведут приём населения, сталкиваясь с проблемами клиентов, существуют своя классификация клиентов. В основе её лежит экзистенциальная проблематика клиентов: справедливость, законность, смысл существования, ответственность.

На несовпадении ожиданий, поведения, требований социального работника и клиента тоже может строиться имплицитная типология, поскольку это один из процессов влияющих на формирование и расширение понятийного поля теории социальной работы.

Процесс взаимодействия социального работника и клиента осложняется тем, что нередко логика запросов и характерное поведение клиентов объясняется отклонением от нормы. Это заставляет социального работника расширять свою концепцию типологию клиентов.

Различные подходы к психологии личности, разработанные З.Фрейдом, К. Юнгом, К. Роджером, А. Маслоу, Э. Эриксоном и другими последующими исследователями, нашли отражение в подходах к феномену клиента социальной работы, определили ту или иную стратегию взаимоотношений с ними, позволяя сформировать различные интерпретационные инструментарии к проблемам и ситуациям клиента. Особое влияние на подход к категории «клиент» в теории и практике социальной работы оказали психодинамические и гуманистические концепции [15, с. 92].

Рассмотрим психодинамический подход, он базируется на психологии З.Фрейда. Согласно этому подходу отношения, которые складываются между клиентом и специалистом, понимают как отношения между пациентом и врачом. Поэтому в психоаналитических концепциях клиент, нуждающийся в помощи, определяется как пациент. Этот важный психоаналитический принцип, как и стратегия позитивных взаимоотношений, и ранний опыт, сформировавший жизнь пациента, имеют особое значение в психодинамическом подходе к социальной работе, в частности в понимании клиента и его проблем.

Страницы: 1 2 3 4

Полезная информация

Проблемы семьи, имеющей детей, склонных к употреблению наркотических веществ. Семейные причины приобщения детей к наркотикам
С точки зрения системной семейной психотерапии семья - это вид социальной системы, характеризующийся определенными связями и отношениями ее членов, проявляющими себя в круговых паттернах взаимодействия, в их структуре, иерархии, в распред ...

Слагаемые стартификации
Для рассмотрения общества как совокупности страт вводится специальное понятие социального пространства. Это понятие было разработано русским социологом Питиримом Сорокиным. Люди, обладающие одинаковым местом в социальном пространстве, им ...

Социальные изменения
Долгие годы в отечественной социологии термин «социальные изменения» не употреблялся. В общественных науках и в практической политике у нас культивировалось понятие «социальное развитие» , обозначающее лишь определенный вид социальных изм ...

Категории сайта


© 2011-2024 Copyright www.generalsociology.ru