CorrectSociology

Подходы к личности клиента в социальной работе
Страница 2

Гуманистические подходы к личности клиента были разработаны К. Роджером. Его подход к терапии – (забота, уход, лечение) и к личности клиента строится на ценностях позиции философии любви. Лечение любовью представляет сложный процесс, включающий в себя знание личности клиента, понимание роли терапевта и терапевтических усилий, необходимых и достаточных для изменения ситуации клиента.

Гуманистический подход К. Роджера оказал влияние в становление методов взаимодействия социальных работников с клиентами. Концепт «нормально функционирующего человека» стал для практики социальной работы методологическим ориентиром в подходах к идеальному образу клиента и его модели поведения [34, с.308].

Рассмотрим, какие особенности к подходу клиентов раскрываются в биопсихосоциальном, ролевом, традиционном, системно – институциональном подходах к клиенту в социальной работе. На основе этих подходов постараемся рассмотреть, какие представления существуют о клиенте.

Биопсихосоциальный подход был сформулирован Х. Перлман. Согласно этому подходу, клиентом является любой человек, нуждающийся в совете и имеющий нереализованные потребности, связанные с материальным обеспечением и эмоциональным напряжением. Поведение, индивидуальные качества, социальный статус, социальные роли, приобретённые или утраченные, - это важные доминанты, влияющие на изменение жизненной позиции человека и присвоение ему роли клиента.

Каждый человек в процессе своей жизнедеятельности вырабатывает определённые модели поведения, которые отражают его позицию по отношению к социальному окружению. В связи с этим Х. Перлман вводит в теорию социальной работы важное понятие – «индивидуальность клиента». Под «индивидуальностью клиента» понимается выражение его субъектности через характерные личностные реакции. Индивидуальность клиента проявляется через его двигательные реакции, чувства, размышления, речь, модели поведения. Различные «режимы» поведения направлены на достижение целей, сохранение безопасности, соответствия поступков постоянно меняющимся жизненным ситуациям. Американская исследовательница рассматривала человеческую индивидуальность через её проявление в следующих функциях:

· Жизненная энергия, которая находит выход в действиях и поступках.

· Система осознанных (избираемых человеком) и неосознаваемых (автоматических) отношений, которые изменяют «каналы» взаимодействий допустимые для личности и её окружения.

· Психические процессы, регулирующие внутренние и внешние отношения между психофизической индивидуальностью клиента и окружающей социальной средой, баланс между тем, «что он хочет, что может и что должен делать».

В любом возрасте человек может потерять надежду и стремления, и тогда он будет занимать позицию клиента. По мнению Х. Перлман, то, что человек оказывается, в положении клиента объясняется следующими причинами: нехваткой жизненной энергии, необходимой для борьбы за выживание и сохранение целостности, отсутствием своевременной социальной поддержки, инфантилизмом или утратой надежды на изменение негативной ситуации.

В результате отклонение от ожидаемых норм вызывают изменения человеческих взаимодействий, приводят, в конце концов, к тому, что индивид оказывается клиентом, вынужденным обратиться в социальное агентство за помощью. Принятие и осознание проблемы, как и понимание неспособности, самостоятельно справиться с нею, усиливается осознанием индивидом своей роли как клиента [38, с.12].

Разработанный Х. Перлман Биопсихосоциальный подход позволил С. Бриару и Г. Миллеру сформулировать ролевую концепцию подхода к клиенту. С. Бриар и Г Миллер определяют субъектность клиента исходя из его роли. Клиент – это социальная роль, которая формируется у индивида благодаря четырём источникам: социальному агентству; нормативным ожиданиям социального работника и его референтных групп; самооценки клиента; социальным группам, чьи требования и ожидания воздействуют на клиента, социального работника и агентство.

Опираясь на классификацию Энтуниони, Бриар и Миллер выделяют следующие роли агентства на основании ориентации клиента:

«Нравственная ориентация» – клиент желает получить то, что может дать агентство, он разделяет ценности специалиста и охотно сотрудничает с ним;

«Расчётная ориентация» – клиент охотно сотрудничает с агентством, но не разделяет ценностей специалиста;

Страницы: 1 2 3 4

Полезная информация

Схема, отражающая функциональную деятельность социальног педагога
Этапы Задачи Направления Деятельность социального педагога 1. Ориентировочный 1. Формулирование запроса совместно с администрацией; 2. выяснение запроса, определение приоритетных направлений работы, службы и совместны ...

Солидарность. Стратегия работодателей в вопросах заработной платы
Принцип солидарности в политике заработной платы сохраняется. Он продолжает оставаться той основой, на которой Профсоюз индустриальных рабочих формирует политику зарплаты. Солидарная политика заработной платы имеет две цели: 1) равная з ...

Классы в российском обществе
Самым глубинным последствием смены форм собственности явилась коренная трансформация социальной структуры российского общества. Социальная стратификация общества по уровню доходов неизбежно ведет к глубокому социальному расслоению населе ...

Категории сайта


© 2011-2024 Copyright www.generalsociology.ru