CorrectSociology

Парадокс общества потребления: к вопросу о свободе потребительского выбора
Страница 2

По мнению З. Баумана, общество потребления является обществом индивидуальной свободы.

Однако эта "свобода" - видимость. Индивиды чувствуют себя свободными, но это ощущение зиждется на непонимании методов манипулирования.

Отказ от "паноптического" в пользу "соблазняющего" социального контроля приводит к тому, что "потребительский рынок стал такой формой контроля, которую контролируемые принимают добровольно и восторженно".

Существуют ощутимые недостатки в изучении современного потребления. В первую очередь, следует отметить весьма ограниченное (особенно в отечественной социологии) количество прикладных исследований в данной сфере, проведенных в социологической перспективе.

Изучение потребительского поведения зачастую отдано на суд маркетологов, которые анализируют степень влияния на потребителя с позиций самих способов влияния, что сужает целостную картину и делает понимание проблемы менее глубоким.

При постановке вопроса о детерминантах потребительского поведения фактор манипулирования со стороны компаний называют обычно в первую очередь ("засилие рекламы", "одурачивание" беззащитных потребителей и т.п.).

Безусловно, эти детерминанты имеют место, однако, степень их влияния значительно разнится в зависимости от социальных характеристик объекта. Известно, что потребитель способен вырабатывать определенные защитные механизмы, сопротивляясь манипуляции. Способность подобного рода реагирования зависит от степени осознания потребителем того, что им манипулируют.

Категория "понимающего потребителя" (knowing consumer), разработанная М. Петерсоном как теоретический концепт, подразумевает наличие у определенной группы потребителей способности эффективно противостоять манипулирующему влиянию со стороны производственной системы.

Эта способность, на наш взгляд, в первую очередь, зависит от особенностей социального и культурного капиталов индивида, его статусной позиции, различных аспектов межличностного взаимодействия в группе, культурных традиций общества, состояния экономики государства (как в долго-, так и в краткосрочном периоде).

Страницы: 1 2 

Полезная информация

Исследование социально-психологических проблем людей пожилого и старого возраста. Диагностика ситуативной тревожности Спилберга, Ханина
Методика позволяет выявить субъективный уровень личностной и ситуативной тревожности. Под личностной тревожностью понимается относительно устойчивая индивидуальная характеристика, черта, дающая представление о предрасположенности человек ...

Выводы
Таким образом, социология предпринимательства крайне актуальная ныне специальная социологическая теория. Ее актуальности способствует растущая в нашем обществе важность ее объекта изучения – социальной группы предпринимателей. Социология ...

Функции среднего класса
Основной функцией среднего класса является социальная стабилизация. Об этом говорил еще Аристотель: чем больше средняя часть общества, тем стабильнее и само общество. Добившись определенного места в социальной структуре, представители сре ...

Категории сайта


© 2011-2024 Copyright www.generalsociology.ru