CorrectSociology

Парадокс общества потребления: к вопросу о свободе потребительского выбора
Страница 1

Постепенно тема потребления приобретает популярность и среди представителей отечественной социологии, что стимулируется тенденциями развития обществ на постсоветском пространстве. Нельзя не отметить значительные отличия ситуации в сфере потребления на Западе и в постсоветских странах.

Для западного мира тематика общества потребления и его противоречий является уже скорее традиционной в силу длительной истории существования феномена. "Поколением общества потребления" в развитых странах Запада называют граждан в возрасте 18-40 лет, особенностью системы потребления которых является выход далеко за рамки использования лишь необходимых для жизни товаров. Такое сверхпотребление влечет за собой ряд специфических проблем, наиболее острыми из которых являются угроза исчерпания ресурсов и загрязнение окружающей среды.

На постсоветском пространстве в силу нехватки ресурсов значительная часть населения все еще практикует традиционную модель потребления. Как отмечает российский исследователь В.И. Ильин, "в современной России лишь незначительное меньшинство живет в оазисах реального общества потребления, а большинство пребывает в его виртуальном суррогате". Однако, о процентном соотношении первых и вторых судить проблематично, поскольку даже официальные данные вызывают большие сомнения.

Но одновременно Ильин отмечает значительные культурные сдвиги в массовом сознании в сторону формирования общества потребления, роста потребительских настроений, что наглядно демонстрируют, например, лонгитюдные исследования динамики ценностей населения. Такие тенденции, на наш взгляд, открывают ряд разнообразных перспектив для дальнейшего развития нашего общества.

Одной из них является следующая: население постсоветских стран ускоренными темпами вольется в мир потребительства (по примеру и под активным воздействием Запада, ценой ограничения себя в других сферах), ведь общество, которое долгое время испытывало дефицит, не может не восхищаться разнообразием.

Однако, "отставание" от "общества изобилия" имеет свои позитивные моменты. Так, у постсоветских государств есть возможность, в случае реализации адекватных мер умеренного регулирования, избежать многих противоречий, которые актуальны для развитого общества потребления.

Возможность свободы и ее границы в обществе потребления - острая проблема сегодняшнего дня. В ее разработку вовлечены такие известные социальные теоретики, как П. Бурдье, З. Бауман, Ж. Бодрийяр, Д. Слейтер, М. Петерсон и др., которые опираются на идеи классиков социальной мысли (К. Маркса, Т. Веблена, Г. Зиммеля и др.).

Проблема потребительской свободы остается нерешенной, а эпатажный тезис Зигмунда Баумана о том, что сфера потребления является единственной сферой в современном мире, где индивиды могут чувствовать себя свободными, безусловно, нуждается в пояснениях и оговорках. Традиция рассматривать потребителя как "свободного актора" восходит к классической экономической теории, как "манипулируемый объект" - к работам К. Маркса и его последователей.

Свобода потребителя, о которой говорят современные теоретики, есть свобода выбора кем быть, выбора идентичности, стиля жизни. Но построение идентичности предполагается на основании "рыночного набора": "Все признаки идентичности, - говорит Бауман, - поставляются рынком". "Свобода быть собой" сегодня является свободой проецировать свои желания на промышленные изделия.

И сами желания создаются производственным сектором: "система потребностей составляет продукт системы производства". Потребительское общество создает большое количество "ограничивающих" факторов, в ловушку которых попадает потребитель (система кредита, привязывающая индивида к рабочему месту, где ему приходится трудиться тем больше, чем больше он потребляет, etc).

Кроме того, в современных условиях личности практически не предоставляется иных способов успешного участия в обществе, кроме как быть потребителем. Индивид не имеет возможности (без того, чтобы снискать неодобрение) отказаться от потребительства, т.е. от выбора. Таким образом, обязанность выбирать представляется свободой выбора.

В связи с этим Стивен Маилз говорит о "парадоксе потребления" (consuming paradox), который состоит в том, что с точки зрения индивидуального опыта потребление дает ощущение возможности реализовать себя в нем, но в то же время оно выполняет определенную идеологическую роль, контролируя характер повседневной жизни.

Страницы: 1 2

Полезная информация

Специфика отраслей третичного сектора
Резкий рост сферы услуг и ее доминирующая роль в большинстве крупных городов требует достаточно подробного изучения относящихся к ней видов деятельности. В связи с этим необходимо конкретизировать само понятие обслуживания и, опираясь на ...

Тенденции развития сферы услуг в XX веке
Общепризнанным фактом является бурный рост сферы услуг в послевоенный период и их доминирующее положение в экономике развитых стран в последнее десятилетие. Общий обзор развития сферы услуг по всей мировой экономике выявляет следующие осн ...

Виды вопросов
Открытые вопросы – вопросы без вариантов ответов; они хороши на стадии проб, определения области исследования и в функции контрольных. Предполагается, что ответ в свободной форме позволяет выявить доминанту мнений, оценок, настроений: лю ...

Категории сайта


© 2011-2024 Copyright www.generalsociology.ru