К числу обязательных качеств и умений социального работника относятся следующие:
· эмпатийность;
· психологическая компетентность;
· деликатность и тактичность;
· гуманность, милосердие;
· организаторские и коммуникационные способности;
· высокая духовная культура и нравственность;
· социальный интеллект (умение адекватно воспринимать и анализировать социальные ситуации и других людей);
· умение быть интересным для окружающих и неформальным в работе с клиентом;
· направленность на интересы, потребности и защиту человеческого достоинства клиента;
· стремление к постоянному повышению профессиональных знаний;
· умение соблюдать конфиденциальность служебной информации и личных тайн клиента;
· честность и моральная чистота в профессиональных делах.
Психологи выделили шесть групп наиболее важных профессиональных качеств социальных работников:
1. Профессиональная компетентность: высокий уровень образования и культуры, компетентность по широкому кругу значимых проблем.
2. Доброжелательное отношение к людям: доброта, любовь к людям, чуткость, чувство сострадания, желание помочь, симпатия к другим.
Эмоционально-положительное отношение к людям во многом зависит от конкретного опыта этой личности, от истории ее взаимоотношений с людьми. Положительный или отрицательный опыт этих отношений однозначно формирует и соответствующую их систему.
3. Организаторско-коммуникативные способности: высокая коммуникабельность, общительность, умение управлять людьми, влиять на их позиции и убеждения, умение вызывать к себе доверие и поддержать их в трудную минуту.
4. Нервно-психическая выносливость: работоспособность, энергичность, инициативность, настойчивость в достижении целей.
Значимость нервно-психической устойчивости в деятельности социального работника огромна, ведь им приходится сталкиваться с самыми различными людьми, иногда не самыми лучшими.
5. Отношение к себе: адекватность представлений о своей личности, умение решать собственные проблемы, уверенность в собственных силах, уважение к себе (самооценка, самокритичность, идентификация и др.).
Исследования показывают, что зачастую у неуверенных в себе людей возникает множество собственных проблем, решение которых требует больших усилий и больших затрат времени, и поэтому они вряд ли психологически способны и готовы к решению чужих проблем.
6. Высокий морально-этический уровень: бескорыстие, честность, порядочность, ответственность, высокая нравственность.
Цель любой социальной работы состоит в том, чтобы помочь клиенту найти свое собственное решение проблемы. Социальный работник помогает человеку выговориться, снять напряжение, восстановить уверенность в себе и установить нормальные отношения с окружающими; разобраться в вопросах пенсии; помогает связаться со специальными консультантами, которые посоветуют, какую работу он может лучше выполнить, найти такую работу и проч.
Коммуникативная культура составляет важный компонент профессиональной деятельности социального работника, отражает его статус как профессионала. Коммуникация в социальной практике опирается на различные механизмы, регулирующие поведение людей как участников социальных процессов, предполагающие наличие между ними вербальных и невербальных контактов, передачу, восприятие и интерпретацию информации.
Профессионально-личностные качества наиболее активно формируются в рамках высшей профессиональной школы. Следовательно повышенное внимание должно уделяться именно профессиональному образованию и воспитанию.
Полезная информация
Опыт взаимодействия бизнеса и власти в Европейском Союзе
Некоторые формы и методы взаимодействия бизнеса и власти, существующие в Европейском Союзе, могут быть перенесены в Россию для повышения качества принимаемых властью решений. Институциональный механизм принятия решений в России и ЕС имеет ...
Новые явления в культуре 19-20вв, вызванные НТР
К концу 19в большинство населения Европы и Америки были грамотными. Благодаря успехам промышленной революции вырос жизненный уровень населения. Благодаря сокращению продолжительности рабочего дня у многих людей, прежде всего у горожан, по ...
Средний возраст, или зрелость
Зрелый возраст лишен той конкретики, которая присуща младенчеству, детству и подростковому периоду. Это всеобъемлющая и довольно размытая категория. Иногда категория “зрелости” используется для определения людей в возрасте за 30 лет, когд ...