CorrectSociology

Как население представляет себе экономическую элиту страны?
Страница 2

Но какое содержание вкладывается в эти понятия? Ясно, что массовые социальные представления неоднородны. Теоретически в них следует различать несколько относительно самостоятельных аспектов: фактическую осведомленность, элементы действительного знания, рационально обоснованные суждения и разного рода домыслы, некритическое перенесение на экономическую элиту собственного жизненного опыта, односторонне поданную информацию, изначальные культурные и идеологические стереотипы, результаты разнонаправленных пропагандистских воздействий и, наконец, мифотворчество, неизбежно восполняющее дефицит непосредственного общения удаленных друг от друга социальных слоев. Однако в субъективной реальности массового сознания все эти аспекты не разделены и не отрефлектированы, они сливаются в некоторый единый синкретический образ, в котором все воспринимается как «правда». И какова бы ни была объективная мера адекватности такого рода образов, как бы ни были справедливы раздающиеся в адрес «рядового гражданина» упреки в некомпетентности, предвзятости или даже иррациональности социального мышления, реально он действует и будет действовать исходя из своих, а не чьих-либо еще психологических установок, понятий и переживаний. Целостные образные представления, являющиеся сложной равнодействующей различных по своей природе факторов, задают общий смысловой контекст «картины мира», в рамках которой обычно интерпретируется и информация, основанная на фактах.

Основную информацию, дающую то или иное представление о своих наиболее богатых и влиятельных согражданах, россияне в массе своей черпают из средств массовой информации, в основном – центральных (87% опрошенных) и в меньшей степени региональных (49%). Вместе с тем достаточно заметной оказалась и доля тех, кто указал в этой связи на личный опыт и собственные впечатления (31%). Роль каналов межличностного общения – рассказов родственников, друзей и знакомых – оказалась несколько меньшей (23,5%), а зарубежных источников информации и Интернета – незначительной (и то и другое назвали около 7,5% опрошенных). В ходе опроса респондентам был специально задан вопрос, знают ли они что-нибудь о благотворительной деятельности представителей крупного бизнеса. Как оказалось, широкими и детальными сведениями об этом обладает менее 1% россиян, что-то слышали об отдельных фактах такого рода около четверти, ничего об этом не знает примерно две трети опрошенных.

Как возникла нынешняя экономическая элита, из каких слоев населения она рекрутировалась и какие факторы способствовали ее выдвижению? Мнения россиян по этим вопросам выглядят достаточно консолидировано. Совпадают они, в частности, в том, что процесс обновления элиты на рубеже 80-х и 90-х годов истекшего столетия не носил революционного характера. Более половины опрошенных считает, что это обновление было только частичным. Среди социальных групп, из которых формировалась нынешняя элита, называют в первую очередь партийную номенклатуру (свыше 47% полученных в ходе опроса ответов), а также ее комсомольское «ответвление». Второе место россияне отвели выдвиженцам криминальных группировок (35%), следом идут крупные советские хозяйственники и чиновники, занявшие высокие государственные посты при Ельцине. Главный персонаж официальной рыночной риторики – «новый предприниматель», персонифицирующий своим личным успехом романтику «новых шансов» эпохи первоначального накопления, был упомянут только 20% опрошенных. Стоит отметить, что представления «рядовых» граждан о том, как формировалась элита «новой России», довольно объективны; во всяком случае, они близки к данным, полученным в результате специальных исследований.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Полезная информация

Идентификация, как один из механизмов социализации
Социализация предполагает способность человека выработать и реализовать «я – концепцию» Такая концепция включает личную и социальную идентичность, т.е. способность человека к самооценке физических, интеллектуальных, нравственных качеств и ...

Формирования личности молодого поколения. Виды молодежных организаций и их роль в воспитании молодежи
Участие молодых людей в жизни общества реализуется через деятельность молодежного общественного движения (различных молодежных, детских организаций и общественных объединений), которое в правовом плане обеспечено Законом Республики Белару ...

Методы демографического прогнозирования. Общая характеристика методов, используемых в демографии
При разработке демографических прогнозов наиболее часто используют следующие четыре группы методов: 1) методы экстраполяции; 2) экономико-математические методы, позволяющие разработать многофакторные динамические модели; 3) методы пере ...

Категории сайта


© 2011-2024 Copyright www.generalsociology.ru