CorrectSociology

Как население представляет себе экономическую элиту страны?
Страница 3

В качестве основного фактора, открывающего доступ в состав элиты, наши респонденты называли прежде всего нужные знакомства, связи («очень важно» – 65% опрошенных, «довольно важно» – 29%, «не очень важно» и «совсем неважно» – около 4,5%). На втором месте по значимости в глазах россиян стоят личные способности и образование (ответили «очень важно» 50-52% опрошенных), на третьем – честолюбие и трудолюбие («очень важно» – 42-44%). Около трети населения полагает, что для того, чтобы оказаться «наверху», надо иметь богатых родителей, а свыше четверти отметили также такое качество, как неразборчивость в средствах, «нахальство». Политические убеждения, национальность, место рождения, по мнению россиян, особого влияния на «вертикальную мобильность» индивида не оказывают.

Личная узнаваемость крупнейших российских предпринимателей очень разная. Лучше всего россияне «знакомы» с теми из них, кто оказывался в эпицентре политических скандалов, широко освещаемых телевидением и другими СМИ. Это Р. Абрамович, В. Гусинский, Б. Березовский, М. Ходорковский, А. Чубайс (о последнем из них, к примеру, ничего не знают только 5% россиян). О других, даже достаточно часто «мелькающих» в сюжетах новостей «олигархах» (В. Алекперов, В. Потанин, А. Миллер, А. Казьмин, О. Дерипаска, К. Бендукидзе), практически ничего не слышали от 43 до 65% наших респондентов. И уж совсем ничего не известно подавляющему большинству населения о таких фигурах, как А. Евтушенков (АФК «Система»), В. Вексельберг (группа СУАЛ), О. Мордашов («Северсталь»), А. Лебедев (Национальный резервный банк), С. Пугачев (Межпромбанк) или С. Таранцев («Русское золото»), которые до сих пор не слишком «засвечивались» на авансцене публичной политики.

Среди наиболее крупных и влиятельных деятелей российской экономики наиболее благоприятный имидж в глазах населения в настоящее время имеют В. Каданников (Автоваз), А. Казьмин (Сбербанк) и Т. Боллоев (пивоваренный концерн «Балтика») – вероятно, в значительной мере за счет симпатии населения к возглавляемым ими компаниям. Имена этих представителей большого бизнеса вызывают положительные и отрицательные реакции у респондентов примерно в одинаковой степени. По всем остальным персоналиям баланс симпатий и антипатий резко отрицательный, однако соотношение голосов «за» и «против» варьируется в очень широком диапазоне – от 1:2 (у В. Алекперова) до 1:10 (у В. Гусинского).

Посмотрим теперь, как представляют себе россияне «человеческие качества» российской экономической элиты.

Вопрос этот в ходе проведенного исследования ставился перед респондентами в плоскости исторического сопоставления дореволюционной России, а также СССР при Сталине и Брежневе с современной Россией при Ельцине и при Путине. Сравнение проводилось по 22 попарно сгруппированным психологическим, социально-этическим и деловым характеристикам: энергичность, инициативность / вялость, забота об интересах государства и общества /безразличие к этим интересам, профессионализм, организационные способности / организационная беспомощность, трудолюбие / праздность и лень, порядочность, честность / неразборчивость в средствах, корыстолюбие, склонность к благотворительности и ряд других. Каждая такая пара строилась по принципу «тезис–антитезис», при этом в 10 случаях из 11 одна из парных характеристик была положительной, а другая – отрицательной. Исключение составляла противоположность между стремлением внедрять международный опыт и опорой на собственные традиции, соотношение между которыми нельзя оценить столь однозначно.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Полезная информация

Теоретические аспекты демографического развития. Предмет, задачи и методы демографии. Значение изучения демографического развития стран
Слово «демография» образовано из двух греческих слов: «демос» — народ — и «графо» — пишу, то есть, если трактовать это словосочетание буквально, оно будет означать «народоописание», или описание населения. Но демография с самого начала св ...

Информация и её роль в обеспечении социального управления
Под информацией понимаются сведения, полученные в результате переработки данных, представляющих собой сигналы, из которых извлекается информация.[6] С точки зрения классической теории информации понятие «информация» определяется через ме ...

Историческое становление фамилистической культуры.
Семейная жизнь – это вершина огромных усилий, предпринятых супругами задолго до заключения брака. Семья это не начала, а середина пути. А начинается этот путь со знакомства, которое может принимать три формы: - самостоятельное знакомство ...

Категории сайта


© 2011-2024 Copyright www.generalsociology.ru