CorrectSociology

Как население представляет себе экономическую элиту страны?
Страница 8

Психологическая мотивация представителей крупного российского бизнеса трактуется населением достаточно «приземленно». Она «прочитывается» массовым сознанием как стремление обеспечить себе и своей семье максимально высокий жизненный уровень, выражение властолюбивых наклонностей или даже как банальная жадность. Стремление к самоутверждению (доказать самому себе и окружающим свою способность стать богатым человеком, вершить судьбы людей) приписывают крупным российским предпринимателям примерно 18–19%. И лишь незначительное меньшинство усматривает в их социальном мышлении и поведении какие-то «высокие» мотивы. Например, видят в деятельности ведущих российских предпринимателей форму творческого самовыражения личности (стремление реализовать свои способности и потребности) около 7% опрошенных, а желание решить не только собственные проблемы, но и помочь своей стране – чуть более 4%. Примерно каждый десятый опрошенный считает крупный бизнес своего рода наркотиком, постепенно подчиняющим себе все стремления, помыслы и волю человека. Таким образом, в «человеческом плане» российская экономическая элита воспринимается ее согражданами весьма критически.

Как связаны в массовом сознании большие деньги, власть и счастье?

Здесь, несомненно, надо учитывать то, что богатство в русской культуре, вообще говоря, не является базовой ценностью. Оно представляет собой игру случая – как пришло, так и ушло, от сумы да от тюрьмы не зарекайся. В каком-то смысле большое богатство – это даже своего рода маргинальное состояние. И мнение наших респондентов относительно того, являются ли люди, обладающие большой властью в стране или отдельном регионе, по-настоящему счастливыми, оказалось довольно амбивалентным. Утвердительный ответ на данный вопрос дали 13%, отрицательный – около 17%, значительное же большинство (около половины опрошенных) склоняется к тому, что принадлежность к элите – это для каждого конкретного человека и счастье, и несчастье одновременно.

Очевидно, что настойчивые попытки идеологов российского неокапитализма и выражающих их взгляды влиятельных СМИ сделать из представителей крупного бизнеса своего рода «героев нашего времени» ощутимых результатов не дали. И это существенно ограничивает сферу социального влияния экономической элиты, а значит, и диапазон ее реальных возможностей. Вероятно, что в какой-то степени именно поэтому формирование слоя очень богатых и влиятельных людей не вызывает в обществе какой-то непримиримой оппозиции и тем более активного сопротивления.

Россияне, безусловно, отдают себе отчет в том, что крупный бизнес и выражающие его интересы организационные структуры оказывают довольно значительное влияние на формирование государственной политики, на разные аспекты повседневной жизни страны. Главным проводником их влияния, с точки зрения населения, является Государственная Дума, в несколько меньшей степени – Правительство, СМИ и региональные органы власти. При всем при этом россияне, похоже, не видят в тех, кто распоряжается сегодня российской экономикой, решающей социальной и политической силы исторического масштаба. Только десятая часть наших респондентов согласилась с тем, что российскую экономическую элиту можно рассматривать как «мотор развития». Причем такие социальные субъекты, как интеллигенция, средний класс, малый и средний бизнес, подчас оцениваются в этом отношении даже несколько выше. Перспективы возрождения страны российское общество мыслит вполне традиционно, связывая их прежде всего с личностью главы государства (57% полученных в ходе опроса ответов), с усилиями «всего народа в целом» (так думает примерно треть наших респондентов) или же с деятельностью наиболее динамичной его части – той, что научилась жить в условиях рынка (мнение около 30% опрошенных). Такие представления – своего рода константы национального менталитета, они в той или иной степени характерны практически для всех социально-демографических групп (с тем частичным исключением, что средне- и высокообеспеченные респонденты придают относительно меньшее значение «народу», место которого в ранговой группировке «локомотивных факторов» занимает малый и средний бизнес).

Страницы: 3 4 5 6 7 8 9 10

Полезная информация

Контуры экономической стратификации
Экономическая стратификация представляет собой ступени на пути восхождения к богатству. Размещение населения на этих ступенях можно изобразить в виде плоской геометрической фигуры, контуры которой в каждый конкретный момент зависят от кол ...

Специфика отраслей третичного сектора
Резкий рост сферы услуг и ее доминирующая роль в большинстве крупных городов требует достаточно подробного изучения относящихся к ней видов деятельности. В связи с этим необходимо конкретизировать само понятие обслуживания и, опираясь на ...

Проблемы молодежных субкультур и их решение
Под молодежной субкультурой понимается культура определенного молодого поколения, обладающего общностью стиля жизни, поведения, групповых норм, ценностей и стереотипов. Ее определяющей характеристикой в Украине является феномен субъектив ...

Категории сайта


© 2011-2024 Copyright www.generalsociology.ru