Род и племя.
Родоплеменная общность была исторически первой формой объединения людей. Она возникла на почве стадного образа жизни, свойственного обезьяноподобным предкам человека.
Род
— это группа кровных родственников, ведущих свое происхождение по одной генетической линии.
Род пришел на смену первобытному человеческому стаду в эпоху палеолита. Он существовал в двух формах; более ранняя — матриархальный
род, который объединял родственников по женской линии, и возникшая, по-видимому, позже вторая форма — патриархальный
род, объединявший родственников по мужской линии.
Члены рода считают себя потомками одного предка — основателя рода (реального или мифического). Они живут совместно и относительно обособленно от других родов, передают от поколения к поколению родовые легенды о своем происхождении, сохраняют общее родовое имя (происходящее чаще всего от имени основателя рода), соблюдают общие родовые обычаи, имеют общие верования и культы.
Как правило, в древних родах земля, жилища, лодки, огонь были коллективной собственностью. Общей собственностью считалась также пища и другая добыча, которая распределялась уравнительным (равно обеспечивающим) образом. Распределение по труду и по социальному статусу стало развиваться лишь с ростом производства избыточного (сверх необходимого для поддержания жизни) продукта.
В литературе для обозначения рода употребляется также слово «клан». Некоторые авторы называют кланами только отцовские (патриархальные) роды. Как пережитки первобытного времени кланы до настоящего времени существуют у индейцев Америки, в Японии и Китае, у кавказских народов России. В них сохраняются древние родовые обычаи — кровная месть, круговая порука и взаимозащита, подчинение старейшине рода.
В первобытном обществе родовые отношения играли большую роль в материальном производстве, в воспроизводстве населения, в культуре. С переходом к классовому обществу происходит разложение родовых отношений. Однако остатки родового сознания сохраняются еще долгое время (родовая знать, аристократические генеалогии, семейные родословные и пр.). В условиях капитализма они оттесняются на «задний план» общественного сознания, но продолжают жить и
в наши дни.
Роды в первобытном обществе не могли существовать изолированно друг от друга (особенно в связи с экзогамией
— запретом брачных отношений между членами одного рода). Они объединялись в племена.
Племя
— свойственная первобытному обществу форма социальной общности, которая представляет собой совокупность родов, связанных кровно родственными отношениями, общими чертами культуры, племенным самосознанием и самоназванием.
В племени складывается система централизованного управления всеми общественными делами (совет старейшин, вожди). С развитием производства племя все больше приобретает черты единой хозяйственной структуры, основанной на общем владении землей. В рамках родоплеменной общности рождается первичная форма социально-экономической организации людей — община,
Полезная информация
Идеи интегрализма в социологии П. Сорокина
Идеи интегрализма оказались сквозной для всего творчества ученого, коснувшись различных социальных субъектов, процессов и структур.
Новая интегральная теория личности, - писал ученый, не отрицает, что человек является животным организмом ...
Мероприятия по социально-трудовой реабилитация лиц «бомж»
Одним из направлений развития системы оказания социальной поддержки лиц «бомж» является их трудовая реабилитация и создание нормальных условий для общественно-полезного труда.
Работа по организации занятости бомжей ведется с 1996 года с ...
Социализация
Социализация - процесс формирования социальных качеств (различных знаний, навыков, ценностей). Это усвоение индивидом социального опыта, в ходе которого создается конкретная личность.
Необходимость социализации связана с тем, что социаль ...