CorrectSociology

Практика социально-трудовой реабилитации лиц «бомж»
Страница 2

Считаясь с тем, что процесс вхождения в общество в России начинается только с момента прописки «регистрации» и получения удостоверения личности, необходимо создавать условия для беспрепятственного решения подобных задач. Когда человек постоянно где-то живет (пусть даже на вокзале, чердаке, в брошенном железнодорожном вагоне или на теплотрассе), «регистрировать» его нужно по фактическому месту. Тем самым, худо-бедно вписываясь в социальный контекст, он сможет получать тот минимум прав, который позволит пользоваться ему и биржей труда.

4. Заслуживает внимания шведская модель адаптации бомжей к трудовой деятельности. Для их граждан создана специальная трехуровневая система адаптации. На окраине города, в экологически чистой зоне существует городок для бомжей. Рассчитан он на 30-60 проживающих. Любой гражданин Швеции, не имеющий жилья и средств для его аренды, независимо от причин может жить на территории этого городка сколько пожелает. Он будет обеспечен всем необходимым минимумом благ и услуг (медицинская помощь, санитарная обработка, одежда, питание, реабилитационные мероприятия и пр.). При отсутствии нарушений и замечаний со стороны администрации по рекомендации социального работника бомж переводится на второй, а затем и на третий уровень. А так как, по данным исследователей проблемы бездомности, единственная возможность адаптации бомжа к трудовой деятельности – это перспектива постоянного повышения его материального положения, на данных ступенях бывший бомж получает такие блага, которые недоступны среднему жителю Швеции. В итоге бомж проходит курс реабилитации, а один доллар, вложенный в адаптационную программу, возвращается для государства тремя (сэкономленными на содержание карательного аппарата). Соответственно пользу от превращения бомжа-иждивенца в законопослушного налогоплательщика получают все. Именно поэтому не находит здесь дальнейшего развития система социальных учреждений для бездомных. Все усилия направлены на решение проблемы как таковой, а не на смягчение ее последствий. Шведская программа адаптации, на практике доказавшая свою эффективность, могла бы применяться и в нашей стране, с учетом местной специфики.

Отсутствие законодательной базы, неопределенность правовых норм затрудняют социально-трудовую адаптацию лицам без определенных занятий. Действующие нормативно-правовые акты Российской Федерации и субъектов РФ, определяющие порядок реализации гражданами прав и свобод человека и гражданина, в большинстве случаев не формируют возможность реализации прав и свобод бездомными и не создают механизмов государственной защиты этих прав и свобод. С вступлением в силу нового Кодекса РФ об административных правонарушениях была устранена административная ответственность руководителей предприятий, учреждений и организаций за прием на работу граждан, не имеющих регистрации по месту жительства, однако бомжи, как и прежде, лишены возможности легального трудоустройства. Это связано с тем, что они не могут получить страховое свидетельство государственного пенсионного страхования, предусмотренное ст.65 нового Трудового кодекса РФ в перечне документов, необходимых для трудоустройства. Оно выдается органами пенсионного страхования только по месту жительства граждан при предъявлении паспорта с отметкой о регистрации по месту жительства. В результате бездомные вынуждены работать нелегально и таким образом становятся участниками теневой экономики, развитие которой не только подрывает экономическую безопасность страны, но и стимулирует развитие коррупции.

Несмотря на активную работу центров по социальной и трудовой адаптации бомжей во многих регионах Российской Федерации, следует отметить, что это направление в России сейчас не относится к числу приоритетных и объясняется двумя важными обстоятельствами.

Первое из них заключается в том, что бюджетные ресурсы, которые выделяются государством на проведение социальной политики ограниченны и расходуются только на финансирование государственных социальных гарантий населению, предоставленных федеральным законодательством и субъектов РФ. Направление этих средств на реализацию каких-либо иных мероприятий социальной политики (в т.ч. трудовой адаптации бомжей), которые не оговорены в них, невозможно по определению.

Во-вторых, в настоящее время отсутствует четкая, выделенная в самостоятельный блок (подобная, например, федеральным законам «О занятости населения в Российской Федерации», «О государственной социальной помощи» и т.п.) нормативно-правовая база, связанная с установлением социальных обязательств перед рассматриваемой целевой группой населения – бомжами.

Страницы: 1 2 3

Полезная информация

Сравните понятия "субъект общественного мнения" и "выразитель общественного мнения". Как вы понимаете термин "мнение общества"?
Достаточно часто при обсуждении проблемы субъекта общественного мнения встречаются два понятия: "субъект" общественного мнения и "выразитель" общественного мнения. Следует различать эти понятия. Субъектом общественног ...

Номенклатура отраслей третичного сектора в странах ЕС
Оптовая и розничная торговля; ремонт домов, домашнего оборудования и автомобилей. 50 - Продажа и ремонт автомобилей. 51 - Оптовая торговля и торгово-посреднические услуги. 52 - Розничная торговля; ремонт предметов личного и домашнего обих ...

Методология исследования
Исследование основывалось на анализе одного из компонентов материального благосостояния населения – денежных доходов, которые можно считать вполне приемлемым показателем для измерения экономической стратификации населения. Информационной ...

Категории сайта


© 2011-2024 Copyright www.generalsociology.ru