Правило воронки.
Подготовка респондента к наиболее важным ответам происходит при помощи постановки в начало анкеты вопросов наиболее простых, которые постепенно усложняются. Переход от простых к сложным вопросам получил название правила воронки. Его применение позволяет респондентам постепенно выработать уверенность в своей способности выступать в такой роли. В середине анкеты располагаются наиболее важные с точки зрения исследования и трудные для респондентов вопросы. Здесь же задаются вопросы, носящие наиболее явный тенденциозный или деликатный характер: факт сопряженности различных ответов позволяет надеяться, что если на более простые предшествующие вопросы респонденты отвечали свободно, без стеснения, то и на эти вопросы они смогут отвечать так же. Работа с такими вопросами – кульминационный момент в анкете. После него, если учесть возможную усталость респондента и спад интереса, ставятся наиболее простые вопросы, не требующие сильного напряжения памяти, воображения, внимания и т. п.
Эффект излучения.
Когда все вопросы логически взаимосвязаны и последовательно сужают тему, у респондента возникает определенная установка, согласно которой он будет отвечать на них. Такое взаимовлияние вопросов называется эффектом излучения или эффектом эха и проявляется в том, что предшествующий вопрос (или вопросы) направляют ход мыслей респондентов в определенное русло, создают некоторую мини-систему координат, в рамках которой формулируется или выбирается вполне определенный ответ.
Ниже будет представлен образец анкеты:
1. по способу общения между исследователем и опрашиваемым:
– почтовый (рассылают анкеты по почте)
2. по месту проведения:
– по месту жительства
3. по уровню стандартизации:
– полностью стандартизированным
Использованы вопросы закрытые, буферные; «правило воронки», «эффект излучения».
Полезная информация
Практическое применение интерпретации данных социологических
исследований. Обоснование проблемы
Анкетирование - один из признанных в мире методов социологического исследования, состоящий из многих правил и методических приемов, включая правила построения анкет, методологию разработки анкеты, основные правила формулирования вопросов, ...
Проблема зависимости от социальной сети
Социальные сети — основная причина, по которой люди все больше времени проводят в Интернете. К такому выводу пришли авторы международного исследования Never Ending Friending. Психолог С. Поляков подтверждает результаты исследований и кром ...
Теоретические основы этносоциологии
Во многих государствах мира в настоящее время существует многоэтническое население. В век глобализации и быстрых социальных перемен все возрастающее число государств сталкиваются с большими преимуществами, которые дает этническое разнообр ...