CorrectSociology

Концептуальные подходы к исследованию семьи
Страница 1

Существует две противоположные точки зрения на проблему состояния и функционирования современной семьи: так называемые парадигма модернизации и парадигма кризиса семьи. Среди учёных всех развитых стран Запада в настоящее время господствует парадигма модернизации, в рамках которой все негативные изменения современной семьи рассматриваются как временные на фоне её постоянного позитивного развития, а общество эволюционирует в направлении к всеобщему благополучию. С этой точки зрения изменения института современной семьи являются частным проявлением прогрессивного развития общества в целом. Семейная или демографическая политика редуцируется в таком понимании к планированию рождаемости на уровне отдельной семьи. Все мероприятия по укреплению семьи сводятся к повышению приспособляемости отдельных семей к быстрым социальным изменениям, т.е. по сути к снижению роли семьи как социального института в качестве препятствия "прогрессивному" процессу модернизации общества.

Парадигма модернизации характеризуется преувеличением позитивной направленности перемен в обществе. Считается, что быстрые социальные изменения требуют от индивидов, групп и институтов адекватной реакции на эти изменения, поскольку от этого зависит их приспособленность к изменившимся социальным условиям. Способность быстро приспосабливаться к изменениям в обществе это, прежде всего, - способность быстро изменяться. При этом западными учёными практически не рассматривается всерьёз возможность полного распада как семьи, так и общества в целом. В этой связи разнообразие "семейных" форм в современном обществе трактуется как своевременная реакция на изменения социальной среды, но не как признак распада семьи и, тем более, всего общества.

Семья - якобы слишком устойчивый социальный институт, но устойчивый именно в силу своей почти безграничной способности к адаптации. Таким образом, "многообразие" современных форм семьи это - показатель её прогрессивного развития, но не упадка. При этом подчёркивается равноправие всех "адаптивных" форм современной семьи, так что всевозможные околосемейные образования, включая гомосексуальные союзы, уравниваются с собственно семьями. Потребности отдельной личности или семьи приравниваются к потребностям общества либо даже ставятся выше последних, из чего следует, что потребности общества не должны удовлетворяться в ущерб потребностям отдельной семьи или личности. В частности, это касается и репродуктивной функции семьи: если существует противоречие между потребностью общества в среднем числе детей в семье и средним уровнем потребности в детях на уровне отдельной семьи, то должна быть выполнена репродуктивная индивидуальная, но не социальная функция.

В рамках парадигмы модернизации, кроме того, подразумевается разделение современных форм семьи и брака на приспособившиеся к изменениям в обществе и не приспособившиеся к таковым. Именно таким образом в развитых странах Запада ориентируется семейная политика, меры которой обращены прежде всего к семьям, не сумевшим приспособиться к изменившимся социальным условиям. Не сумевшие приспособиться к изменениям в обществе, которое развивается в направлении "всеобщего благосостояния" это, в первую очередь, - беднейшие слои населения. Одним из препятствий к достижению "благосостояния" может выступать среднедетность и многодетность, т.е. рождение в семье троих и более детей, а наименее благополучными в современном мире считаются развивающиеся страны с самой высокой рождаемостью.

Внимание западных учёных к проблеме недостаточной адаптации семей выражается, кроме того, во всё более интенсивном развитии теоретических направлений, выступающих основой для семейной терапии и психосоциальной работы с семьёй, в частности, психоанализа, социометрии и психодрамы. Сильно возросший за последние два десятилетия на Западе интерес к микросоциологическим теориям семьи во многом обусловлен также обращением западной социологии в целом к отдельной личности вместо всего общества. Одновременно с этим теряют прежнюю популярность макротеории, и прежде всего структурный функционализм, который уже давно поставлен под сомнение. Таким образом, в современной западной социологии семья исследуется преимущественно на уровне малой социальной группы, но не социального института.

Страницы: 1 2 3 4

Полезная информация

Приложения
Приложение А Программа социологического исследования на тему: "Социальный портрет подростка с девиантным типом поведения" Теоретико-методологическая часть Актуальность Современный подросток живет в мире, сложном по своему сод ...

Основы социальной работы с молодой семьей. Молодая семья как объект социальной работы
В категории семей, нуждающихся в особой помощи, на первое место выдвигается молодая семья. Потребовалось немало усилий и времени, чтобы в современном обществе утвердился сам термин «молодая семья». Это не означает, что сформировался какой ...

Социализация как социокультурное явление
Социализация — это процесс, посредством которого индивидом усваиваются нормы его группы таким образом, что через формирование собственного «Я» проявляется уникальность данного индивида как личности, процесс усвоения индивидом образцов пов ...

Категории сайта


© 2011-2024 Copyright www.generalsociology.ru