CorrectSociology

Концептуальные подходы к исследованию семьи
Страница 3

В более поздний период господствующее положение в общей социологии стала занимать теория конфликта. Её современный вариант применительно к исследованию семьи был адаптирован Х. Хартман (США). Но и теория конфликта, уделяя внимание механизму принятия решений внутри семьи, в основном трактует конфликты внутри неё как микромодель конфликтов в рамках всего общества и не предлагает ничего существенного в плане исследования проблемы снижения рождаемости в современном обществе. В современных западных макросоциологических исследованиях семьи преобладают два направления:

дискуссии о связи между типами семейной структуры и процессом индустриализации;

критика современной семейной жизни, согласно которой положение женщины в домохозяйстве связано с её неблагоприятным положением в обществе в целом, а институт семьи маскирует систему эксплуатации жён их мужьями и детей их родителями; при этом "прогресс" в развитии института семьи и общества в целом определяется степенью независимости, "освобождённости" женщины, в том числе и от семьи.

Если структурный функционализм и теория конфликта исследуют семью прежде всего на уровне социального института, то как малая социальная группа семья изучается в основном в рамках символического интеракционизма, теории обмена и этнометодологии или феноменологической социологии. Кроме того, основой для практической работы по изменению семейных отношений выступают психоанализ и социометрия. Хотя во многом такое разграничение подходов к исследованию семьи (как социального института и как малой социальной группы) очень условно, на что, в частности, указывает Т. Парсонс, а среди отечественных исследователей семьи наиболее настоятельно подчёркивает А.И. Антонов, оно сохраняется в современной социологии.

Символический интеракционизм является ведущим направлением в социологии семьи при исследовании процесса социализации личности. Теория обмена применяется в социологии семьи в основном при изучении вопросов, связанных с брачным выбором и мотивами вступления в брак. Попытки применить теорию обмена к анализу принятия супругами репродуктивных решений (Г. Беккер, США) показали ограниченность её возможностей в данной сфере. Этнометодология как модификация феноменологической социологии (Г. Гарфинкель) изучает современные представления на уровне здравого смысла, в связи с чем сама социология семьи рассматривается как разновидность трактовки семейной реальности наряду с её обыденной интерпретацией.

Отдельно следует остановиться на феминистских концепциях. Термин "феминизм" означает самую радикальную из социологических теорий социальных конфликтов систему взглядов и социальное движение за равенство женщин в правах с мужчинами. Различают несколько разновидностей теоретического феминизма, но все они являются модификациями марксистского и социалистического феминизма. Отношение к семье в таких концепциях определяется трактовкой социальной реальности как иерархической в плане "подавления" женщин мужчинами. "Подавление" женщин проявляется, прежде всего, в семье в связи с реализацией репродуктивной функции, т.е. деторождение считается крайним проявлением "подчинённого" положения женщины. Из этого следует, что "освобождение" женщин так или иначе связывается с их освобождением от семьи, рождения и воспитания детей.

В какой-то степени поводом для подобных "освободительных" движений послужили индустриализация и научно-технический прогресс. Женщины зачастую не вписываются в производственный процесс, прерывая его декретными отпусками. Наиболее радикально эта проблема решалась в СССР после свершения Октябрьской революции в 1917 г., когда на фоне принижения роли семьи возвышалась роль общественного воспитания и обобществления быта. Смысл тогдашней "семейной" политики состоял в "освобождении женщин от наиболее тяжёлых сторон семейного рабства". Считалось, что капиталистическое общество с его нуклеарной семьёй и репродуктивной функцией женщин это - нечто крайне негативное и что весь потенциал человека раскроется только при социализме, построенном на основе принципов феминизма.

Основанием подобным взглядам служил марксизм, который до революции был лишь одним из направлений социальной мысли. После 1917 г. марксизм утвердился в качестве господствующей идеологии в обществе, а место общесоциологической теории занял исторический материализм. Классики марксизма высказывали резко отрицательное отношение к семье, основанной на частной собственности, наследовании и домашнем воспитании, видя в этом оплот старого режима и полагая, что ликвидация товарного производства как экономической основы буржуазной семьи автоматически приведёт к её исчезновению. Наиболее значительное влияние на развитие отечественной социологии семьи после 1917 г. из целого ряда работ, посвящённых проблемам происхождения и эволюции семьи, оказал труд Ф. Энгельса "Происхождение семьи, частной собственности и государства" (1891). Это влияние прослеживается приблизительно до середины 80-х годов.

Страницы: 1 2 3 4

Полезная информация

Экспертная оценка эффективности социального проектирования, как метода социальной работы
Экспертное интервью – это одна из разновидностей глубинного интервью, главной особенностью которого является статус и компетентность респондента. Данный вид интервью предполагает получение от респондента развернутых ответов на вопросы об ...

Социально-экономические факторы
Широкое распространение добрачных зачатий, нежелание супругов обзаводиться детьми, социально-психологические последствия урбанизации, миграция, анонимность отрицательно сказываются на прочности и гармонии семьи. Все это в совокупности, по ...

Виды семейного поведения
А) БРАЧНОЕ ПОВЕДЕНИЕ. Брачное поведение — это поведение, целью которого является удовлетворение потребности в браке, поведение, связанное с выбором брачного партнера (т.е. с брачным отбором). Под брачным отбором понимается процесс, в рез ...

Категории сайта


© 2011-2024 Copyright www.generalsociology.ru