CorrectSociology

Концептуальные подходы к исследованию семьи
Страница 2

В то же время при исследовании проблем семьи как социального института, и тем более, как института воспроизводства населения необходимой теоретико-методологической основой должен выступать именно структурный функционализм с его вниманием к роли социальной системы в сохранении численности населения и, соответственно, роли специфической организации, ответственной за воспроизводство поколений, т.е. семьи. Важно, что численность населения регулируется обществом не напрямую, а посредством поддержания социальной структуры, включающей подструктуру воспроизводства новых поколений - институт семьи. Противоречие между потребностью в детях личности и общества с точки зрения структурно-функционального анализа является противоречием между двумя видами социальной необходимости: в поддержании уже существующих поколений и в воспроизводстве новых.

В традиционном обществе институт семьи обеспечивал необходимый баланс между поддержкой ныне живущих членов общества и рождением новых. Однако по мере модернизации традиционного общества, усложнения социальной структуры, образования многочисленных специализированных институтов, изменения характера труда, производства и поддержания существующих членов общества изменяется и характер воспроизводства новых поколений, а институт семьи, как правило, более не компенсирует указанное противоречие. Возникающий при этом дисбаланс между потребностью в детях индивида и общества проявляется либо в резком росте численности населения, так называемом "демографическом взрыве", либо в депопуляции. И то, и другое - явления в равной степени негативные, поскольку приводят к нарушению равновесия в обществе; последствия же такого нарушения непредсказуемы. Западные социологи, демографы и др. в полной мере осознают опасность перенаселённости, но практически игнорируют последствия депопуляции населения.

Альтернативой парадигме модернизации выступает парадигма кризиса семьи. В рамках этой парадигмы изменения современной семьи интерпретируются как проявления её глобального системного кризиса, порождённого самим современным обществом, современной индустриальной и постиндустриальной цивилизацией. Достаточно широкая распространённость подобной точки зрения среди отечественных исследователей семьи и демографических процессов является существенной отличительной чертой России по сравнению с развитыми странами Запада. У российских исследователей происходящие с современной семьёй изменения, и прежде всего снижение рождаемости, вызывают гораздо большую тревогу, чем у западных. Другое отличие современной российской социологии семьи состоит в её внимании к семье на макроуровне, на уровне социального института, где структурный функционализм продолжает занимать ведущие позиции.

Структурно-функциональной и "детоцентричной" является в целом и концепция основателя отечественной социологии семьи А.Г. Харчева, базирующаяся на марксистско-ленинском понимании места и роли семьи в обществе и государстве, согласно которому семья выступает основной формой внепроизводственной сферы жизнедеятельности человека - быта, т.е. сферы потребления материальных и духовных благ и ценностей, произведённых человеком. Соответственно, производственная сфера это - сфера производства указанных благ и ценностей. При этом важным аспектом производства, по Ф. Энгельсу, является воспроизводство человека или "детопроизводство", необходимое для успешного функционирования общества в целом, за которое ответственна именно семья.

Кроме того, на формирование данной концепции значительное влияние оказали идеи представителей школы структурного функционализма, прежде всего Т. Парсонса и Р. Мертона. В результате, в центре её оказались социальные функции семьи, причём в качестве системообразующего компонента выступает рождение и воспитание детей, чем и обусловлено разделение функций семьи на специфические и неспецифические. Такой подход к семье сохраняется и до сих пор, тем более, что пока в отечественной социологии семьи не существует полноценной альтернативы концепции А.Г. Харчева.

Однако на Западе представителями структурного функционализма, исследовавшими семью, не уделялось сколько-нибудь заметного внимания репродуктивной (т.е. наиболее специфической) функции института семьи, чему есть объективные основания. Изучалось прежде всего социальное воспроизводство человека в процессе социализации. При этом упускалось из виду, что даже физическое воспроизводство (надёжность которого вообще не ставилась под сомнение и для которого, якобы, даже не обязательно наличие в обществе такого института, как семья /Т. Парсонс/) имеет чисто социальную обусловленность. Всё это было связано с тем, что функционалистская концепция семьи преобладала в западной социологии в 50-60-е годы ХХ столетия, когда снижение рождаемости ещё нигде в мире не стало серьёзной социальной проблемой. Приоритет в исследованиях отдавался социализирующей функции семьи, т.е. функции воспроизводства человеческих личностей.

Страницы: 1 2 3 4

Полезная информация

Мобильность населения по доходам
Мобильность населения по уровню доходов – это процесс перемещения их получателей на шкале распределения по доходам. Характерной особенностью исследований мобильности по доходам является наблюдение за одними и теми же объектами, позволяюще ...

Факторы, влияющие на формирование современной речи
Современная речь отражает неустойчивое культурно-языковое состояние общества, балансирующее на грани литературного языка и жаргона. В разные периоды развития общества разным был и язык. В 20-30-е гг. разговорную речь захлестывали волны ул ...

Ценностное содержание семейных функций
Изменения, происходящие в российской социокультурной действительности и современном мире под воздействием общецивилизационных тенденций таких как глобализация, информационная, сексуальная и иные революции оказывают существенное влияние на ...

Категории сайта


© 2011-2024 Copyright www.generalsociology.ru