CorrectSociology

Проблемы определения понятия «Отрасль Сферы Услуг». Методологические проблемы отнесения отрасли к сфере услуг
Страница 1

Методическая сложность отделения отраслей услуг от отраслей материального производства приводит к некоторым расхождениям. Так, например, согласно подходу Всемирной торговой организации, к коммерческим услугам относится и строительство. Согласно системе национальной статистики США, в сферу услуг включают и отрасли водо-, газо- и электроснабжения. Все это затрудняет сравнение между странами и периодами времени. Однако это ни в коей мере не ставит под сомнение саму необходимость отделения этих отраслей от отраслей обрабатывающей промышленности, относимых ко вторичному сектору.

Совершенствование процедуры идентификации видов деятельности третичного сектора создаст предпосылки для повышения точности количественных показателей, предназначенных для функционального анализа городов. Исходные статистические данные обычно имеют низкую точность, это весьма характерно, например, для показателей, измеряющих занятость. Большие трудности возникают при попытке разделения внешних и внутренних услуг для предприятий, трудно собрать исчерпывающие данные по сфере туризма и т.д.

Проблемы изучения функционирования городов требуют от нас ориентации на виды деятельности, однако в статистической отчетности более доступны данные, характеризующие отраслевую принадлежность предприятия. Нередко предприятия, осуществляющие обслуживание, по отчетности не включены в список отраслей третичного сектора. В то же время существует методологическая проблема, связанная с внутренним процессом индустриализации самой сферы услуг. Производство некоторых услуг в определенной степени приобретает промышленный характер. Все в большей степени фирмы услуг используют труд рабочих, так что в ближайшие десятилетия большинство их них будет работать на предприятиях сферы услуг. Так, например, в некоторых странах наблюдается сокращение числа рабочих в автомобильной промышленности при одновременном росте числа рабочих в автосервисе.

Таким образом, исходя из потребностей функционального анализа городов, решая вопрос о функциях предприятия в городе, мы должны ориентироваться, прежде всего, на признак участия его в отношениях обслуживания и именно такие предприятия относить к третичному сектору. Более того, в системе отчетности фирма может быть отнесена к обрабатывающей промышленности по признаку производимой продукции, однако полная технологическая цепочка операций фирмы по производству и сбыту продукции может включать в себя операции, типологически относящиеся к обслуживанию.

Как показано ниже, в современных условиях существует тенденция к экстернализации таких операций. Так, например, если адвокат входит в штат фирмы, относящейся к обрабатывающей промышленности, то в статистической отчетности он будет представлен в составе рабочей силы обрабатывающего сектора. Если же он выполняет ту же работу для этой же фирмы, но является представителем адвокатской конторы, то в отчетности он будут представлен в составе сектора услуг для производства.

Однако такая экстернализация не является абсолютной, во многих фирмах обрабатывающей промышленности и в настоящее время в состав технологической цепочки по-прежнему входят операции типа «обслуживания». В частности, к этому типу операций относится управленческая деятельность, которую выполняют менеджеры предприятия как на уровне отдельных заводов, так и на уровне общего руководства фирмой. Если деятельность первых весьма тесно связана с производственным процессом завода, то деятельность вторых в современных условиях, как правило, выделена в главный офис компании и нередко территориально обособлена.

Это облегчает исследователю процедуру фиксации такого выделения с использованием статистической отчетности. Если же пространственное отделение отсутствует, то мы можем косвенными методами примерно оценить объем работы такого головного офиса, прибегая к помощи экспертов или используя данные по аналогичным предприятиям. Современные методы функционального анализа городов ориентируют исследователя на отнесение головных офисов компаний к сфере услуг, при этом многие специалисты относят их к особо выделенной группе услуг четвертичного сектора.

Как мы видели выше, при описании обслуживания можно выделить три основных аспекта:

Страницы: 1 2

Полезная информация

Социальная группа
Социальная группа – это объединение людей. Основанное на их общем участии в некоторой деятельности, связанное на их общем участии в некоторой деятельности, связанное системой отношений, которые регулируются формальными или неформальными с ...

Интерпретация результатов социологических исследований
Наконец наступает момент, когда мы должны составить из отдельных фрагментов единую картину. Насколько мы преуспели в том, чтобы сформулировать именно ту проблему исследования, которую хотели? Что мы обнаружили? Каково значение наших резул ...

Возраст
Биологическая природа человека такова, что его физические и умственные возможности не постоянны на протяжении жизни. Жизнь человека можно условно разбить на четыре этапа. Первому этапу соответствует формирование и развитие физических и у ...

Категории сайта


© 2011-2024 Copyright www.generalsociology.ru