CorrectSociology

Теоретические основы деятельности социального педагога по профилактике детского травматизма. Методы социально-педагогической деятельности
Страница 2

При организации и выборе методов социально- педагогической деятельности социальному педагогу следует помнить, что на ребенка влияют множество факторов: природа, семья, школа, среда, собственная деятельность, средства массовой информации, литература, искусство, образ жизни ближайшего окружения, собственные планы, положение в коллективе.

Ученые классифицировали методы социального воспитания, определив их как «способы целенаправленных действий в конкретной ситуации взаимодействия с личностью и ее культурнообразовательной средой, обеспечивающие формирование социально значимых отношений и качеств личности» [14].

А.В. Мудрик предлагает следующую классификацию методов социального воспитания [14]:

I. В зависимости от того, на что они направлены: формирование сознания (взглядов, оценок, понятий, суждений); формирование эмоциональных чувств и стремлений (мотивов, чувств, стремлений, идеалов);самовоспитание личности (самооценка, самоконтроль, самоорганизация);формирование социально-приемлемого поведения и деятельности личности, привычек, отношения с окружающими.

II. В зависимости от характера отношений воспитателя и воспитанника: организация деятельности; метод общения; опека; самореализация и индивидуальная коррекция действий.

III. В зависимости от характера влияния среды на личность: общение, приучение, тренировка, организация деятельности, общение-диалог, переучивание, создание новой среды: новая деятельность, изменение смысла жизни, отношений, деятельности, изменение поведения, изменение ситуации, изменение среды.

Ф.А. Мустаева предлагает классифицировать методы социально-педагогической работы, объединив их в 3 большие группы: методы исследования; методы воспитания; методы социально-психологической помощи [15].

Методы научного исследования – это способы получения научной информации с целью установления закономерных связей, отношений, зависимостей и построения научных теорий. Это метод наблюдения, педагогический эксперимент, опросные методы (беседа, интервью, анкета).

Методы воспитания – это пути и способы совместной взаимосвязанной деятельности социального педагога и клиента, направленные на достижение воспитательной цели и решение поставленных задач.

Методы социально-психологической помощи. К ним относятся психологическое консультирование, социально-психологический тренинг, аутотренинг, деловая игра.

Н.Ф. Маслова, дополняя имеющиеся классификации, предлагает сгруппировать их по содержанию проводимой работы: социально-экономические; организационные; психолого-педагогические [22].

1. Социально-экономические методы – работы социального педагога близки к работе социального работника. Это работа социального педагога в школе с нуждающимися детьми, разносторонняя, в том числе, и материальная помощь семье и т.д.

2. Организационные методы – направлены на организацию коллектива, отношений личности в коллективе, организацию помощи личности, семье, различным неформальным объединениям, создание секций, клубов, объединений и т.п. Организационные методы направлены на нормализацию отношений личности и общества. Чаще всего социальный педагог сталкивается с ситуацией, когда эти отношения нарушены и его задача – организовать новые отношения.

К методам организации коллектива следует отнести дисциплину и режим. Организационным методом является и наказание, которое применятся, когда личность противопоставляет себя обществу, коллективу.

3. К психолого-педагогическим методам относятся такие методы, как исследование, наблюдение, психологический диагноз, беседа, интервью. Самым распространенным методом в работе социального педагога является метод наблюдения (включенное, систематическое, несистематическое, ситуативное), который дает материал для воспитательной работы.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Полезная информация

Заключение.
Статистика изучает явления общественной жизни в конкретных условиях места и времени, которые отражаются с помощью специального статистического инструмента - статистического показателя. Показатели статистики играют важную роль при выявлении ...

Добровольческий труд и благотворительность
На всем протяжении развитие в США безвозмездного добровольческого труда было подвержено колебаниям, переживало подъемы и спады. Подобная картина наблюдается в стране и в последние два десятилетия: доля волонтеров величина непостоянная. На ...

Методы экстраполяции в демографии
Методы экстраполяции основаны на прямом использовании линейной и экспоненциальной функций, т.е. данных о среднегодовых абсолютных изменениях численности населения за период или о среднегодовых темпах роста или прироста. Если эти показател ...

Категории сайта


© 2011-2024 Copyright www.generalsociology.ru