CorrectSociology

Профессиональный выбор как социальное действие
Страница 10

Мотивы можно разделить на внутренние и внешние:

– внутренние мотивы выбора профессии – ее творческий характер, возможность общения и самореализации;

– внешние мотивы – социальная значимость профессии, ее престиж, доходы от профессиональной деятельности.

В социокультурном измерении профессиональный выбор представляет собой реализацию мотивации к восхождению по социальной лестнице и выражает интериоризацию общих норм и ценностей общества.

Представляется неверным понимание самоопределения как «определение относительно самого себя». Понятие самоопределения предполагает наличие не только самого процесса и включенного в него субъекта, но и некоторого пространства или некоторых пределов, относительно которых или в которых самоопределение происходит.

Таким образом, это подтверждает, что в среде российской молодежи имеет место тенденция к индивидуализации, самореализации, оценки профессии как социального капитала. Все это позволяет утверждать, что молодежь нашей страны является носителем профессиональных ценностей, характерных для постиндустриального общества.

Напомним, что в единичный акт Т. Парсонс включает следующие характеристики: «(1) цель; (2) ситуация, разлагаемая, в свою очередь, на следующие составные части: (а) средства и (б) условия; и, наконец, (3) некоторый нормативный стандарт выбора, в соответствии с которым цель связывается с ситуацией .

Таким образом, можно полагать, что в свете теории социального действия профессиональный выбор как «единичный акт» имеет следующую структуру:

социальный действие профессиональный выбор

А = S (C+M) + i + ie.

Целью применительно к нашей проблеме является движение индивида по жизненной траектории, важнейшей частью которой является вектор, определяемый профессиональным выбором.

Ситуация (S), если ее рассматривать непосредственно в ее связи с действием, может включать в себя:

- С (условия) – влияние социального окружения, информированность, место жительства;

- M (средства) – интеллектуальные и физические способности, финансовые возможности;

- i (некоторый нормативный стандарт выбора, в соответствии с которым цель связывается с ситуацией) – социально признанная необходимость получения профессии;

- ie (символические выражения нормативных или идеальных элементов) – образ специалиста, его социальный престиж и условия работы.

Что это означает применительно к проблеме нашего исследования? Если выпускник среднего учебного заведения, получив аттестат, имеет в качестве непосредственной цели выбор места, где его научат основам будущей профессии, то в самом начале развития действия он будет не в состоянии наглядно представить себе ее содержание этого процесса со всеми подробностями. В то же время у него все же будет общая идея, представление о пути и способах получения профессии, а также о содержании предполагаемой будущей профессиональной деятельности в самых общих чертах. Детализированное содержание может появиться только в процессе действия. Но это предвидимый продукт, и, возможно, его реализация, в соответствии с взглядами Т. Парсонса, – это и есть конкретная цель.

Таким образом, на наш взгляд представляется правомерным рассмотреть процесс профессионального самоопределения как целую цепочку социальных актов – «профессиональных выборов».

Таким образом, профессиональный выбор, в отличие от профессионального самоопределения, – это выбор, затрагивающий лишь ближайшую жизненную перспективу, который может быть осуществлен как с учетом, так и без учета отдаленных последствий принятого решения, и в последнем случае выбор профессии как достаточно конкретный жизненный план не будет опосредован отдаленными жизненными целями.

Страницы: 5 6 7 8 9 10 

Полезная информация

Панки
Панки - последняя по времени появления крупная субкультура рабочей молодежи. Среди панков очень высок процент безработных, а также наиболее неквалифицированных и низкооплачиваемых слоев. Появление панк-стиля - закономерная реакция части м ...

Открытый контент в сети Интернет
Приведем некоторые результаты системного анализа явления "открытый контент". Метод открытого контента - возникшее и оформившееся в отдельный институт движение за коллективное создание и распространение интеллектуальных продуктов ...

Причины разводов
Одним из больших недугов современной России (да и всех стран «развитого капитализма») является проблема разводов: распадается каждый третий брак. Последние тридцать лет на территории бывшего СССР и нынешних стран СНГ инициаторами развода ...

Категории сайта


© 2011-2024 Copyright www.generalsociology.ru