CorrectSociology

Профессиональный выбор как социальное действие
Страница 8

Рассматривая этот вопрос, нельзя не сказать о динамике коллективных представлений, которые, как давно известно социологам, обладают не только продолжительной устойчивостью, «долгожительством», но и развертываются в онтологическом поле социума по своим законам, изменяя это поле независимо от индивидуальных сознаний. Э. Дюркгейм называл коллективные представления объективно существующим социальным фактом. Тем не менее, коллективное представление, независимое и не вытекающее из индивидуальных представлений, порождается все же «действиями и противодействиями» элементарных индивидуальных представлений, которые, в свою очередь, конституированы как социальной тканью, так и уже имеющимися представлениями.

Ориентация на новые ценностные установки зависит от множества «переменных», и с достаточной степенью определенности можно говорить о ней лишь в пределах конкретной социальной общности или группы.

В России формирование новой системы ценностей в условиях ослабления политического и идеологического прессинга сопровождается критическим осмыслением старых, присущих обществу социалистического типа ценностей, вплоть до полного их отрицания. К сожалению, такой подход часто приводит к отрицанию всего опыта предшествующего поколения. В связи с этим в современной литературе многие авторы говорят о кризисе ценностей в российском обществе.

Ценности в посткоммунистической России действительно противоречат друг другу. Нежелание жить по-старому сочетается с разочарованием в новых идеалах, которые оказались для многих либо недостижимыми, либо фальшивыми. Происходящие перемены, связанные с реставрацией частнособственнических отношений привели и приводят к ослаблению духовных ориентаций масс, связанных с идеями социальной справедливости и равенства.

С.И. Сергейчик пишет: «Основу ценностей современного молодого человека составляют деловитость, инициатива, предприимчивость, стремление к инновациям и поиск возможности реализовать собственный творческий потенциал».

Оценка профессий в общественном сознании позволяет судить о степени их престижности. Как известно, престижность играет немаловажную роль в выборе профессии, учебного заведения, места предполагаемой работы. Сама «престижность» определяется степенью уважения к данному объекту, а также предполагаемым влиянием человека, овладевшего данным объектом или данной деятельностью.

Социологические исследования, проведенные в России в конце XX в., показали, что процессы, происходящие ныне в стране, существенно изменили привлекательность различных профессий.

В 60-е гг. ХХ в. первые места отводились профессиям летчика, физика, радиотехника, инженера, научного работника. В 80-е гг. их сменили профессии летчика, военного, юриста, работника милиции и врача.

Результаты анкетирования школьников выпускных классов, проведенного В.И. Писарчук, Л.И. Скляр в 1989 г., показали следующие результаты. Учащиеся 11-х классов наиболее привлекательными считали профессии экономиста – 13 %, торгового работника – 11 %, инженера – 11 %, учителя – 10 %, шофера – 4 %. Девятиклассники отметили привлекательность профессии медицинского работника – 10 %, шофера – 10 %, инженера – 8 %. Главным критерием при выборе профессии была названа высокая зарплата.

Данные мониторинга, который был проведен Фондом «Общественное мнение» в 1997 г., показали, что при ответе на вопрос «Какие профессии, на Ваш взгляд, сегодня наиболее популярны, кем чаще всего хотят стать сегодняшние молодые люди?» были отмечены следующие сферы деятельности: частное предпринимательство – 51 %, финансы – 41 %, маркетинг, менеджмент, управление частной кампанией – 27 %, право, юридическая деятельность – 32 %, сфера услуг, сервис – 10 %.

В пятерку наименее популярных сфер вошли: производственная (рабочие специальности) – 3 %, искусство – 3 %, инженерная – 2 %, спорт – 2 %, наука – 1 %.

К концу ХХ в. снизился рейтинг естественно-научных и технических профессий, причем в такой степени, что эти профессии стали, по сути, непопулярными.

На протяжении вот уже трёх с половиной десятилетий старейший и наиболее известный в Германии социологический институт – Алленсбахский институт демоскопии (Institut für Demoskopie Allensbach) – регулярно составляет рейтинг престижности профессий.

Раз в несколько лет сотрудники института предлагают опрашиваемым список из 18 профессий и просят назвать те пять видов деятельности, которые вызывают наибольшее уважение. По результатам опросов, в Германии стабильно самой престижной считается профессия врача. На втором месте с большим отрывом идёт профессия священника. Третье место занимают университетские профессора, четвертое – адвокаты, пятое – предприниматели.

Страницы: 3 4 5 6 7 8 9 10

Полезная информация

Информация об организации
Муниципальное Дошкольное Образовательное Учреждение «Косихинский детский сад №5 «Теремок» основано в 1996 году как дошкольное учреждение общеобразовательного вида. В 2000 году детский сад аттестован и аккредитован по итогам участия конку ...

Описание психологических тестов Методика «Ценностные ориентации» Рокича
Система ценностных ориентаций определяет содержательную сторону направленности личности и составляет основу ее отношений к окружающему миру, к другим людям, к себе самой, основу мировоззрения и ядро мотивации жизнедеятельности, основу жиз ...

Методы исследования в демографии
Демография в исследовании своего предмета — естественного воспроизводства населения — использует различные методы, основные из которых можно объединить по их характеру в три группы: статистические, математические и социологические. Объект ...

Категории сайта


© 2011-2024 Copyright www.generalsociology.ru