CorrectSociology

Профессиональный выбор как социальное действие
Страница 4

Прежде всего, студентов привлекает востребованность, социальная значимость профессии («это – развивающаяся отрасль и в будущем я смогу по ней работать, смогу обеспечить достойную жизнь», «с этой профессией никогда не пропадешь», «в дальнейшем можно будет найти работу по специальности», «высокий престиж профессии»).

Далее следует возможность самореализации («профессия очень интересная», «я руководствовалась в первую очередь своими пристрастиями, желаниями», «мне интересно попробовать себя в этом», «по своим индивидуальным качествам и перспективности профессии», «хочу доказывать невиновность людей в суде, чтобы всегда была справедливость»).

Затем в качестве мотивов указываются преимущества обучения и будущей профессиональной деятельности, что замеряется такими индикаторами («мне нравится общаться с людьми, а не выполнять монотонную работу», «вуз предлагает интересные варианты практики», «хочется увидеть другие города и страны», «познание нового, общение с людьми»).

И только затем следуют мотивы, основанные на утилитарной функции будущей профессии («обеспечение будущей семьи», «прибыльная профессия»). Примечательно, что зачастую «прибыльность» профессии не является единственным критерием, а сочетается с престижностью и самореализацией («смогу обеспечить себя материально, а также применить свои знания практически в любой сфере», «престижная и высокооплачиваемая профессия»).

Таким образом, основными критериями, которыми руководствуется молодое поколение при выборе профессии, являются востребованность, социальная значимость профессии, возможность самореализации, преимущества обучения и будущей профессиональной деятельности, прибыльность.

Ситуация. На реализацию профессионального выбора, несомненно оказывают влияние социально-экономические факторы, следовательно, социальная ситуация детерминирует отношение личности к профессии. Следуя Т. Парсонсу, рассмотрим ситуацию как совокупность средств и условий.

Средства – предметы и явления, над которыми субъект действия имеет достаточную степень контроля, например, книги, которыми он обладает или которыми располагает библиотека, бумага, карандаш, пишущая машинка и пр Продолжая список, применительно к нашей проблеме средствами также являются компьютер, Интернет и др. Однако, на наш взгляд, к ним можно отнести и такие факторы, как интеллектуальное развитие, коммуникабельность, физическую подготовку, а также профессиональное образование.

В 60–70-е гг. образование играло роль важнейшего фактора социальной мобильности. Без диплома был закрыт путь в партийную и хозяйственную номенклатуру. В годы «перестройки» ценность профессионального образования в коллективных представлениях резко упала.

Деятельность социального института образования связана с удовлетворением двух фундаментальных потребностей – социализация индивидов и подготовка их к различным социальным ролям. Вместе с тем, круг задач, выполняемых институтом образования в современном обществе, значительно шире, наиболее важные из них с точки зрения общества – подготовка индивидов к размещению их по определённым социальным позициям в социальной структуре общества и формирование у молодого поколения установок, ценностных ориентаций, жизненных идеалов, господствующих в данном обществе.

Опрос, проведенный под руководством автора показал, что причины, по которым было выбрано именно данное учебное заведение, расположены респондентами по следующей оценочной шкале:

1) престижное учебное заведение;

2) хороший преподавательский состав;

3) достаточно легко поступить;

4) недалеко от дома;

5) мнение родителей;

6) здесь учатся друзья.

Наибольшее количество баллов набрали такие факторы, как «хороший преподавательский состав» (52 балла) и «престижность учебного заведения» (49,2 балла). Далее среди аргументов следуют: «легко поступить» (12,7 баллов) и «недалеко от дома» (11,1 балла). Определенную роль при выборе учебного заведения сыграло мнение родителей (6,3 балла) и друзей (3,2). Таким образом, явно наблюдаются притязания учащейся молодежи к уровню и качеству образования.

Примечательно, что свой выбор профессии как результат профориентации никто из респондентов не указал.

Нами также была предпринята попытка изучения мотивации выбора специальности и учебного заведения у студентов Южно-Российского государственного университета экономики и сервиса. Использовался метод случайной выборки. Опрошены 150 респондентов, из них 100 – студенты, обучающиеся на специальностях экономического факультета, 50 – студенты специальности «Социальная работа». Преобладающий возраст опрошенных респондентов 17–19 лет. 2/3 аудитории составляли девушки, остальную часть – юноши.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9

Полезная информация

Информация об организации
Муниципальное Дошкольное Образовательное Учреждение «Косихинский детский сад №5 «Теремок» основано в 1996 году как дошкольное учреждение общеобразовательного вида. В 2000 году детский сад аттестован и аккредитован по итогам участия конку ...

Теоретические аспекты конфликтных ситуаций. Понятие и сущность конфликта
Это понятие в научной литературе, впрочем, как и в публицистике, трактуется неоднозначно. Существует множество определений термина «конфликт». Наиболее распространенный подход к определению конфликта состоит в определении его через проти ...

Богомолова Т.Ю., Тапилина Е.С. Экономическая стратификация населения России в 90-е годы// Социс.2001.№6
Сущность экономической стратификации населения заключается в неравном распределении доходов и материальных благ. Цель данного исследования состоит в том, чтобы выявить контуры экономической стратификации и социальную траекторию их изменен ...

Категории сайта


© 2011-2024 Copyright www.generalsociology.ru