CorrectSociology

Профессиональный выбор как социальное действие
Страница 7

Г.Г. Силласте в 2004 г. опубликовала данные опросов учащихся сельских школ, проведенных в двадцати регионах. В результате опроса вариативные модели поведения сельских учащихся после окончания школы распределились следующим образом: «много работать и хорошо зарабатывать» – 45 %, «иметь интересную работу, любимую профессию независимо от заработка» – 34,3 %, «не работать и не учиться, но иметь все, что хочется» – 6,5 %, «небольшой, но твердый заработок» – 3,0 %, «небольшой заработок, но много свободного времени» – 3,0 %. На основе полученных данных автор выделяет две ведущие поведенческие модели, на которые ориентируется большинство сельских учащихся после окончания школы: «много работать и хорошо зарабатывать» – 45 %, «иметь интересную работу, любимую профессию независимо от заработка» – 34,3 %.

Потребность в профессиональном образовании выступает в качестве необходимого условия полноценной социализации личности.

Ориентации на труд в условиях нашей страны обладают рядом особенностей, главной из которых является трудность реализации такого выбора, в котором бы гармонично сочетались предпочитаемый вид труда, его оплата и престижность.

Для юношеского возраста ценностно-ориентационная деятельность является ведущей. Ценностно-ориентационный аспект профессионального самоопределения представляет собой выработку системы ценностей, определения своего соответствия избираемой профессии, поиск своего призвания.

Ценности, обладая зачастую достаточно сложно определяемыми социальными характеристиками (например, богатство, статус, власть, самореализация и др.), существенно влияют как на поведение отдельного человека, так и на общественную практику в целом, поскольку любое ценностное отношение содержит интерес, который побуждает субъекта к целенаправленной активности. Конечно, не все ценности человека отрефлексированы, нередко даже рационально мыслящие индивиды не способны полностью объяснить выбор своих ценностных ориентиров и социальных предпочтений. И, тем не менее, люди, и целые социальные общности ведут себя, сообразуясь со своими ценностями, что дает основание считать их важнейшим механизмом направленной социальной активности и изучать на основе анализа реального поведения и социальных реакций субъектов. Любая интернальная ценность индивида всегда потенциально экстериоризирована, готова превратиться в конкретные поступки и взаимодействия. Таким образом, ценность в свернутом виде содержит в себе отношение, готовую проявиться активность, оценку и самооценку субъекта.

Несомненно, что человек, если попытаться обозначить все его потребности через одну, интегрирующую, создает свою индивидуальную выраженность через потребность в самореализации и, занимая в социуме то или иное место, фокусирует свои интересы на такой ценности, которая присуща всем, – это ценность социальной значимости. На уровне обыденного сознания люди подчас не осознают до конца эту ценность. В их сознании и практической жизни она распадается на составляющие: знание своего дела, востребованность, уровень жизни, возможность сохранения здоровья, удовлетворенность или неудовлетворенность властью на ее различных уровнях, «праведность», «справедливость» и др

Общество контролирует доступ к социальной значимости с помощью двух способов социального признания.

Первый способ – личная экспертиза. В этом случае собрание правомочных экспертов признает право конкретного индивида на обладание определенными ценностями. Примеры личной экспертизы – решение суда, экзамены, присуждение ученой степени, выборы должностного лица и т.п. Второй способ – «безличный» (или рыночный). В нем процедура социального признания сводится к акту купли-продажи. Если продукт или рабочая сила, предлагаемые данным человеком, признаны рынком, то тем самым признана и его социальная значимость.

Социальная значимость, по мнению П.И. Смирнова, выступает как «главный стимул деятельности людей как социальных существ. Она означает способность оказывать воздействие на ход событий в обществе. Противоположное понятие – социальное ничтожество. Люди «в норме» избегают социального ничтожества и стремятся к социальной значимости. На уровне обыденного сознания они не слишком отчетливо понимают свое подлинное стремление и ориентируются на более доступные их восприятию ценности, которые далее называются модусами (т.е. формами проявления или существования) социальной значимости. Обладание ими, например, властью или богатством, заметно увеличивает способность человека влиять на ход событий в обществе. Деятельность по достижению социальной значимости – основной источник энергии эволюции общества, поскольку в результате достижения конкретными людьми отдельных модусов меняется вся система деятельностного взаимодействия – основа социальной структуры».

Страницы: 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Полезная информация

Ценностное содержание семейных функций
Изменения, происходящие в российской социокультурной действительности и современном мире под воздействием общецивилизационных тенденций таких как глобализация, информационная, сексуальная и иные революции оказывают существенное влияние на ...

Метод передвижки возрастов
Метод компонент открывает перед разработчиками демографического прогноза более широкие возможности. В отличие от экстраполяционного и аналитического он позволяет получать не только общую численность населения, но и его распределение по по ...

Приложение. Порядок выполнения анализа в SPSS
1. Перенесём табличную информацию (исходные данные) из статистического сборника в файл Excel, подписав вверху названия переменных (Gini, Fond и т.д., чтобы затем их SPSS прочёл как переменные); 2. Загрузим SPSS и импортируем туда сохранё ...

Категории сайта


© 2011-2024 Copyright www.generalsociology.ru