CorrectSociology

Профессиональный выбор как социальное действие
Страница 6

– профессиональная социализация, позволяющая молодому человеку приобрести знания, освоить трудовые навыки и опыт в одной или ряде профессий;

– правовая социализация, направленная на устранение среди молодежи правового нигилизма, уяснение каждым молодым человеком своих прав и обязанностей;

– политическая социализация, способствующая повышению активности каждого индивида в защите прав и свобод, в управлении государственными и общественными делами.

В социологической литературе понятие «ценность» обычно используется как указание на высокую социокультурную значимость объекта или явления. Оценивание значимости укоренено в человеческом сознании и проявляется в форме установок, запретов, целей, представлений и стремлений.

Ценности есть структурные элементы субъективного смысла социального действия. Это нечто, что имеет значение как желаемое для человека в его будущем, причем оно предпочтительнее других возможностей. Акт оценки приводит, включая выбор схемы действия (который предшествует самому действию), к решению. Большей частью ценности человека живут в его опытах и социальных действиях. Но они не только имеют способность напоминать о прошлом опыте, но и практически его используют. Если люди осуществляют новые оценки и приходят к новым выводам, соответствующим решениям, то они вспоминают свои прошлые решения. Ценности и привычки, связанные с принадлежностью к профессиональной общности, обусловливают выбор профессии, который в представлении людей соответствует социальному статусу.

Социологические исследования фиксируют изменения, происходящие в ценностных трудовых ориентациях российской молодежи.

Так, большинство опрашиваемых в 60–80-е гг. молодых людей и девушек не мыслили своей жизни без профессиональной деятельности.

Исследования конца 90-х гг. ХХ в. указывали на значительный рост инструментализации мотивов труда: в качестве важнейшей его составляющей была выделена заработная плата (93 %), далее были названы возможность чувствовать себя при деле (85 %) и перспектива профессионального роста (83 %). На последнем месте в структуре мотивов оказалось стремление не утруждать себя работой (33 %). Обстоятельство, что каждый третий молодой человек не стремится реализовать себя в труде, в тот период интерпретировалось как свидетельство отсутствия для этого реальных возможностей, особенно в госсекторе. Отмечалось, что материальное положение молодых россиян мало зависит от результатов труда, уровня образования и квалификации.

По результатам исследований Б. Ручкина, проведенных в 1998 г., 59,9 % из числа 17-летних и 65,3 % из числа 24-летних указали, что решающим мотивом при выборе места работы явилась «большая зарплата».

Исследование О.И. Карпухина, проведенное в 2000 г., показало, что многие молодые люди надеются на избранную ими профессию, хотя и боятся оказаться в рядах безработных. В целом, в оценках и мнениях, касающихся предстоящей работы, преобладает прагматический подход. Большинство опрошенных юношей и девушек полагают, что, хотя и важен общественно полезный, творческий смысл деятельности, нельзя забывать и о заработке. Каждый десятый согласен на любую работу, лишь бы она хорошо оплачивалась, для каждого пятого труд будет иметь жизненный интерес, если даст возможность реализовать, в первую очередь, свои личные интересы и планы. В поиске работы молодежь склонна полагаться в основном на себя (50,5 %). Поэтому для большей уверенности молодые люди стремятся получить высшее образование (51,4 %), овладеть иностранным языком (30,4 %), компьютером (29,5 %), приобрести навыки работы в бизнесе, умение правильно мыслить и действовать в условиях рыночной экономики (27,7 %), получить правовую подготовку (14,6 %).

Каждый четвертый из опрошенных молодых людей планирует организовать после получения специальности свое дело. В тройку самых престижных профессий, наряду с юридической и экономической, молодежь уверенно включает специализацию менеджера и предпринимателя (соответственно 16,6 и 27,7 %).

На основе полученных результатов О.И. Карпухин делает вывод, что идеализация рынка, стремление к благосостоянию во что бы то ни стало – своеобразный социально-психологический феномен молодежного сознания, в основании которого – обогащение и жизненный успех, достигаемый любой ценой. Этот вывод вызывает у автора печальную озабоченность: «у молодежи уже нет той социально-нравственной настороженности к богатству вообще. Она обуржуазилась, а значит, вектор ее духовных устремлений, этос жизненных целей и ценностей противоположны этосу целей отечественной культуры, которая по природе своей всегда была антибуржуазной».

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Полезная информация

Безработица
Природа безработицы. Ранее мы проводили сопоставление двух крайних взглядов на природу безработицы в переходный период. Первый связан с состоянием стагнации, когда невелик уровень перехода безработных в категорию работающих второй - с в ...

Демографическая рента
Необходимо создать и отработать механизм целевой «детской» или демографической ренты, когда четверть доходов от продажи сырья должна напрямую идти в специальный «фонд будущего» на именные счета каждого российского ребёнка от 0 до 25 лет и ...

Школа - вуз. Смена идентификационных объектов
Рассмотренная в предыдущей главе гомогенность инициационной ритуальной практики и образовательной системы позволяет выдвинуть следующую гипотезу - период окончания средней школы и последующего самоопределения переживается современным чело ...

Категории сайта


© 2011-2024 Copyright www.generalsociology.ru