CorrectSociology

Профессиональный выбор как социальное действие
Страница 5

Анализ результатов проведенных исследований позволил сделать вывод, что многие (59 %) выпускники школ пытаются поступить в вуз ради высшего образования «вообще» (среди студентов экономического факультета – 63 %, среди социальных работников – 54 %), и только треть опрошенных желали приобрести именно эту специальность.

Тенденция получения любого высшего образования явно прослеживается у студентов первого курса (73 %). А вот среди студентов третьего курса больше половины (65 %) заявили, что они желали приобрести именно эту специальность. Это может быть истолковано как профессиональная самоидентификация за годы обучения в вузе, что подтверждают и частные беседы со студентами.

Стоит обратить внимание также на то, что очень незначительная часть студентов, обучаясь в вузе, ценят то, что он академический, и все те возможности, которые перед ними открываются: квалифицированный преподавательский состав, предоставление аспирантуры, возможность научной деятельности.

Причины, по которым был выбран именно ЮРГУЭС, расположены респондентами по следующей оценочной шкале:

- 62 % – легче всего поступить;

- 22 % – недалеко от дома;

- 10 % – престижный вуз;

- 5 % – хороший преподавательский состав;

- 1 % – этот вуз окончили родители.

Согласно данным опроса, чем выше статус учебного заведения, тем выше доля тех, кто рассматривает получение образования как средство достижения успеха.

В последнее время все большее число молодых людей считает получение полноценного образования необходимым условием достижения желаемого социального статуса и более высокого материального положения, определенной гарантией от безработицы. Этим можно объяснить, почему в последние годы наблюдается все увеличивающийся разрыв между наборами в средние профессиональные учебные заведения и в высшие учебные заведения. По мере развития рыночных отношений и конкуренции, ускорения перестройки отраслевой структуры занятости ценность общеобразовательной и социальной подготовки работника неизбежно возрастет. Мировой и отечественный опыт подтверждает устойчивую тенденцию роста продолжительности обучения молодежи и более позднего вступления в активную трудовую деятельность.

Возможность избежать службы в армии является, чаще всего, главной причиной поступления в вуз для юношей. Наравне с этой можно отметить психологическую причину, существующую у всех молодых людей: вуз помогает отодвинуть на довольно длительный срок проблемы «взрослой жизни». Кроме того, причиной может быть простота поступления, связанная с более низким конкурсом на данной специальности.

Условия – такие аспекты ситуации, которые субъект действия не может контролировать в силу жизненных обстоятельств, определяемых обычными практиками данного социального слоя, таких как место жительства, финансовая ограниченность родителей и т.п.

Нормативная ориентация. Было бы неверно предполагать, что средства, используемые актором в пределах подконтрольной ему среды, выбираются произвольно или же зависят исключительно от условий действия; они, в некотором смысле, находятся под влиянием независимо действующего и решающего селективного фактора, знание которого необходимо для понимания конкретных действий. Для понятия действия весьма существенно предположение, что должна существовать какая-то нормативная ориентация. В постиндустриальную эпоху «преодолевается феномен отчуждения, трансформируются мотивы и стимулы деятельности человека, возникают новые ценностные ориентиры и нормы поведения.

Говоря о сущности профессионального самоопределения, Н.С. Пряжников подразумевает «самостоятельное и осознанное нахождение смыслов выполняемой работы и всей жизнедеятельности в конкретной культурно-исторической (социально-экономической) ситуации».

В общем, можно утверждать, что самоопределение как процесс определения человеком своего места в мире, системе общественных отношений, интеграции своей целостности в собственном сознании и сознании других людей развивается в двух аспектах: ценностно-смысловом и деятельностном и может рассматриваться, по крайней мере, на двух взаимосвязанных, но различимых уровнях по Е.А. Климову: гностическом (в форме перестройки сознания, включая самосознание) и практическом (в форме реальных изменений социального статуса, места человека в системе социальных отношений).

Выбор профессии определяет очень многое: кем быть, к какой социальной группе принадлежать, где и с кем работать, какой стиль жизни выбрать.

Так, С.И. Сергейчик полагает, что содержание понятия «гражданская социализация» определяют три элемента:

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Полезная информация

Самоидентификация как представителя среднего класса
Почти половина населения (66,2% по данным Левада-Центра, 2007 г.) отождествляет себя со средним классом – то есть более или менее довольны жизнью. Желание быть средним по-человечески понятно. В России это еще и определенная гарантия безоп ...

Рабочий план социологического исследования
Как ни важны сами по себе программа и выборка, тем не менее без рабочего плана невозможно грамотно провести социологическое исследование. Обычно в план закладываются основные процедурные мероприятия, которые надо осуществить при исследова ...

Досуговые социальные учреждения
Существуют сложившиеся учреждения и организации, функционирование которых направленно на «включение» индивидов в общество. Это культурно - досуговые учреждения, спортивные комплексы, научно-технические центры и т.п., функционирующие в сфе ...

Категории сайта


© 2011-2024 Copyright www.generalsociology.ru